воскресенье, 4 октября 2009 г.

САПР может быть, а может и не быть ширпотребом, но его цена никому ничего не должна

Показательная дискуссия развернулась вчера в блоге А.Волкова. Прежде всего, поучительно ее зарождение: на днях Ральф Грабовски опубликовал совершенно проходную заметку (видимо, отдыхал в процессе написания статьи о Топ Системах, которая появится завтра) «Какая цена должна быть у САПР?»; ее сухой остаток такой: низкая цена совершенно не гарантирует рост дохода: это – правильно и вряд ли оригинально или дискуссионно,
- еще менее содержательная статья (хотя и с громким названием) «Что происходит на рынке САПР в России?» была опубликована на CRN/RE,
- А.Волков задумчиво (мол, есть такие мнения…):) и без комментариев упомянул обе ссылки,
- некий Аноним вдруг обрушился

  • на Ральфа: «строить выводы на мнении человека собирающего сплетни и тусовщика от САПР, это — примерно то же самое, что строить семью на основе Дом-2» (кто строит мнения? какие сплетни и тусовки?... Дом-2: ну, тут совсем простой психоанализ:)),
  • на CRN/RE: «Вторая ссылка, вообще от "никого" в области сапр (первый хоть тусовщик). А статья не более чем реклама аскона. Да и издание в области сапр ничего из себя не представляет» (да, статья - полностью вторичная и настолько «серо-правильная», что придраться не к чему; реклама? да – ну и что в этом плохого?),
  • на всю «ситуацию» в целом: «реальная ситуация такова, что объективных исследований по САПР не было и нет»: поскольку речь идет о России, непонятно, при чем тут Ральф Грабовски, при чем тут бедный автор из CRN/RE и цена на САПР… Прежде всего, я позавидовал таланту Анонима: вот как надо порождать дискуссии в блогах! Прошу прощения у А.Волкова: подумал было, что Аноним – это он сам:). Это – уже забавно, но из-за такой талантливой реплики я не стал бы писать эту заметку. Для этого не стало бы достаточным поводом даже участие в последовавшей дискуссии моего коллеги – В.Малюха.

Причиной стали, так или иначе обозначившиеся две, по-моему, принципиальные темы:
· Какова должна быть цена на САПР?
· САПР – это ширпотреб или нет?

Собственно тема о цене – вовсе не принципиальная, пожалуй, ее я отношу к недоразумениям... (Но давайте не путать темы «Какой должна быть цена сегодня» и «Каковы тенденции и перспективы изменения цен».)

Если речь идет о массовых продуктах типа САПР, то никакой другой цены, помимо рыночно устанавливаемой быть не может. Выбор в ценах для покупателей есть, никто не заставляет покупать более дорогое… Нравятся дешевые клоны – покупайте их… Пользоваться краденным – однозначно нельзя. Стенания по поводу соотношения зарплат и цен на САПР – обращайте не к вендорам, а к некомпетентным руководителям разного уровня, а иногда – к самим себе…

Если речь идет о специальных продуктах (например, плагинах сравнительно узкого назначения), то ориентиров – гораздо меньше, ошибиться проще. Именно о цене на конкретную программу такого класса, выпуск которой готовит ЛЕДАС, я задал вопрос Ральфу Грабовски во время встречи в Новосибирске. Но понятно, что и здесь никаких волюнтаристских решений быть не может: советы могут слегка повлиять на исходное решение, но, в конечном счете, и здесь цена бывает только рыночная…

Если, наконец, речь идет об акциях типа «99», они вовсе не являются победой пользователей, не желающих платить 999, это – только рекламная акция, удачная или неудачная, но вовсе не цена…

О ширпотребе. Сначала напомню, что в исконном значении этого термина нет абсолютно ничего унизительного. Да, в советское время у этого термина была двусмысленность (для народных масс и такое сойдет), но, в принципе – это нормальная экономическая категория: consumer goods – если кого-то успокаивает английское словосочетание, применимое и к товарам из какого-нибудь Harrods:).

Так вот, я считаю, что САПР запросто может относиться к ширпотребу по двум причинам:
- по объективным: если он коробочный, очень простой и по своему назначению, и по замыслу производителя,
- по субъективным: если пользователь не обладает квалификацией и кругозором для полновесного использования всего спектра возможностей инструмента (например, не являющегося коробочным).

Итак, я решительно не согласен с обеими крайностями: «САПР – ширпотреб!» и «САПР – не ширпотреб!». Тотальное насаждение первой из них тормозит или даже блокирует развитие технологической и методологической культуры в экономике, плохо совместимо с какой-либо инновационностью и вообще ощущается мной как реакционное. Думаю, что сегодня в практическом плане для экономики (российской – особенно!) гораздо полезнее считать САПР в промышленном производстве и бизнесе не ширпотребом.

«Тотально ширпотребная» точка зрения провоцирует мнение: мы - люди простые, звезд с неба не хватаем, дайте нам дешевые инструменты, а высокие технологии и необходимость системного внедрения – это измышления жадных вендоров.

С другой стороны, технологический прогресс исторически всегда сопровождался и будет сопровождаться побочным эффектом (или – исторически главный результатом?) – все большим развитием ширпотреба – предоставлением «широким массам покупателей» возможностей доступа к высокоэффективным инструментам: конечно, в рамках узких и востребованных пользовательских парадигм, через адекватные специальные интерфейсы и т.п.

В этом смысле, поучительно и забавно выглядят дискуссии о том, нужны или не нужны, приживутся или не приживутся технологии типа синхронных, прямого моделирования и т.п. Конечно, приживутся! Они постепенно сдвинут в сферу САПР-ширпотреба то, что сегодня в нее не входит. Но они же расширят и сегодняшние возможности тех, кто занимается самыми сложными и пока не вполне эффективно разрешимыми задачами промышленного проектирования. Разумеется, этим обоим процессам, в не меньшей степени, способствует развитие аппаратуры.

***

Конечно, возникает вопрос: а зачем вообще развивать возможности САПР – как в ширпотребном верианте, так и в области решения предельно сложных задач? Ведь один из не таких уж маловероятных результатов этих процессов может состоять в том, что вся экология погибнет под грудой красивого ширпотреба, а не-ширпотреб спроектирует некий простой способ эффективного единовременного уничтожения планеты… Но это – уже совсем другая тема…

11 комментариев:

  1. Аноним действительно постарался и "раздул флейм". Но это точно кто-то из тусовки, просто заводить аккаунт в ЖЖ лень. Да и есть такие нетусовочные тусовщики и фигуранты рынка, которые общением пренебрегают а как бы просто наблюдатели... но тут не удержались...

    Но достаточно намеков. Все это демонстрирует, имхо, что САПР сообщество совсем неготово к поражению какой-либо общей ассоциации. Перегрызут друг-дружку как волки в банке.

    ОтветитьУдалить
  2. Кстати на счет ширпотреба. Сотовый телефон правительственной связи Гранит (кажется даже гранит-5) проигрывает по функционалу любому, даже самому захудалому ширпотребмольнику... а стоит как десятк iPhone G3s... причем повысить уровень защиты любого более-менее современно телефона до уровня "непрослушиваемого" можно с помощью явая-программки стоимостью в десяток убитых енотов или внешнего скремблера за сотню... Что скажете? В САПР это не прокатит???

    ОтветитьУдалить
  3. Ширпотреб - это, во многом свойство не продукта или инструмента, а головы... Но, в отличие от разрухи, в ширпотребе как таковом ничего предосудительного нет.

    ОтветитьУдалить
  4. Ну так можно сказать о чем угодно. даже об изысканном, высокотехнологичным и элитарном. Ведь и микроскопом можно гвозди забивать?

    Штука в том, что "поколение большого пальца" не понимает зачем, например, в телевизоре есть какие-то диапазоны, на старый приемниках ручки... На хабре читаешь восторженные посты о возможности сделать детекторный приемник из подручных материалов... Мир становится дискретным. Вкл. и Выкл. И ширпотреб этому способствует. А сложные аналоговые модуляции -- это удел гурманов, готовых платить по 30 тыс. евро за странные вкусовые пристрастия к грибам.

    ОтветитьУдалить
  5. Товары широкого потребления - это двигатель прогресса и единственный его (прогресса) источник дохода. Любой новый "эксклюзив" мечтает стать ширпотребом или становится историей. Вспомните первый воздушный шар и первый самолет и посмотрите на современный мир - шары, это или история, или развлечение. Не став ширпотребом современный воздушный шар немногим отличается от своего прародителя. Однако, самолеты превратившись в ширпотреб стали высокотехнологичными и продолжают свое развитие. Конечно, можно потребить грибочков и микроскопом гвозди забивать, но это не про ширпотреб, это как раз про эксклюзив, а все потому, что ширпотреб не приемлет ни грибочков, ни отсутствие прагматизма - ширпотреб требует собранности, понимания цели и требует результата любым путем. Ширпотреб имеет широкую опорную базу и удовлетворяет потребности общества в целом. Ширпотреб никогда не противопоставляет себя новым технологиям, а как правило, это новые технологии для лезут на рожон с криками о самоидентификации и эксклюзивными, но там в закаулках мечт видят себя прекраснейшим из ширпотребов. Успехом называется путь от уникальной идеи к массовому потреблению. После тиражирования уникальность становится обыденностью поглощенной ширпотребом, у массового потребителя появляются новые потребности и все начинается по новой... Давайте вспомним проинженер и его тернистый путь, как все потешались над идеей параметризации. И что в итоге - параметризация сегодня никого особо не удивляет, есть практически в каждом САПРе широкого потребления, даже на несколько лет отстающем автокаде она появилась. Или давайте вспомним архикад и как они пыжились объяснить миру про виртуальное здание, тогда новая и эксклюзивная идея, теперь Это обзывают BIM и впаривают на каждом шагу. И вот они разного рода клон-и-мелко-кады терроризируют рынок, на первый взгляд копируют какой-то источник и сравнивают себя с более совершенными системами. Они не обещают горы, они занимаются "консервированием" пользователей - зачем вам другой кад, если этот чертит так же, но стоит меньше? Да, это так, но эти самые клон-и-мелко-кады возбуждают коммерческие рычаги развития - "правильные" сапр вынуждены совершенствоваться, чтобы их не сравнивали, не догоняли, и не съели. Этот бег слабейших за сильнейшими, порождает новых сильных и умерщвляет самых слабых. Теорию Дарвина никто не отменял, даже в таком деле как САПР!!! И у меня есть доказательства!!! Вспомним, про то как Компас становился ширпотребом (в хорошем,как всегда, смысле слова). Простая чертилка появилась на рынке монополизированном автокадом. Их закомплексованность относительно акада, породила агрессию и укрепила их желание жить - теперь это устойчивый игрок на рынке САПР. между прочим произошло все не так давно... Теперь, посмотрите на нано-клон-кад - парни идут несколько странным путем и делают "клонкады" спецназначения. И тоже с напором, огоньком, с жаждой жизни. Если не присматриваться, то кажется, что Компас до сих пор бежит за Солидворксом, зверкад и нано за Автокадом, НО если присмотреться, то это не так, этот бег всего лишь галлюцинации порожденные маркетолагами. Софты развиваются своим путем, лишь местами повторяя путь старших товарищей, а похожесть интерфейсов объясняется желанием откусить немного пользователей без особых уговоров. Бег за "старшими" только виденье-мираж (особенно это касается Аксона), а ведь они уже живут своей жизнью, своими проблемами и уже строят свой путь... путь великого-могучего-и-непобедимого-ширпотреба.

    ОтветитьУдалить
  6. Аноним, а можно я вас где-нибудь на бумажных сми процитирую? Просто песня воспарения инноваций в зияющую бездну ширпотреба?.. Стукнитесь а привате по майлу.

    ОтветитьУдалить
  7. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  8. Знаете чем меня печалит мир ширпотреба. Вот были мобильники в одним разъемом для зарядки... Ну и фиг, кажется с им. У меня же один мобильный. Но купил к нему зарядку в машину, зарядку для работы... переходники... А после мобилу утопил. И теперь все мои куча проводов стали не нужны.

    С САПР-ами случится тоже самое, при обвеске приложениями, 6-координатными манипуляторами, внешними базами комплектующих... А после раз, комп сдох, ключ на старую версию уже не выдают и пиши Вася...

    С ширпотреб мобильниками, нынче, проще. Я себе купил аппарат который вообще не пользуется зарядкой. Успевает зарядится при подключении к компу при синхронизации баз и обмена файлами...

    Так когда же появится ширпотребКАД чтобы без компьютера работал? Любой товар проходит стадии Услуга-Эклюзив-Товар-Ширпотреб-Услуга... Так когда же САПР станет услугой?

    ОтветитьУдалить
  9. Уважаемый Аноним,

    Насчет конкретных САПР - не берусь судить, но с Вашей песней о том, что "Товары широкого потребления - это двигатель прогресса" я совершенно согласен... Даже стало обидно:), ведь я и об этом упомянул в своей заметке, просто ее акцент был в другом: у нас норовят назвать ширпотребом халтуру и противопоставлять ее якобы никому не нужной высокотехнологичной организованности с якобы излишними накладными расходами ...

    ОтветитьУдалить
  10. "Аноним, а можно я вас где-нибудь на бумажных сми процитирую?" - НЕЛЬЗЯ! ПОТОМУ КАК ТУТ ВЕСЕЛО, А ТАМ НЕ ЗНАЮ!

    ОтветитьУдалить
  11. Так когда же САПР станет услугой?

    В смысле - в России ("там" он во многом именно услуга)? Когда за услугу потребитель будет готов платить. Пока что потребитель даже товар все еще больше крадет, чем оплачивает.

    Это напоминает отчественный авторынок - куплю жигли дешево, и сам буду чинить (что это за СТО платить?). Так и тут украду (вариант куплю дешевый САПР) и буду сам в нем ковыряться... с непонятной эффективностью.

    ОтветитьУдалить



Подпишитесь на RSS, чтобы получать обновления моего блога