В комментариях к моей заметке «САПР может быть, а может и не быть ширпотребом…» Аноним написал замечательные слова, которые стоит повторить и распространить:
Товары широкого потребления - это двигатель прогресса и единственный его (прогресса) источник дохода. Любой новый "эксклюзив" мечтает стать ширпотребом или становится историей. Вспомните первый воздушный шар и первый самолет и посмотрите на современный мир - шары, это или история, или развлечение. Не став ширпотребом современный воздушный шар немногим отличается от своего прародителя. Однако самолеты, превратившись в ширпотреб, стали высокотехнологичными и продолжают свое развитие. Конечно, можно потребить грибочков и микроскопом гвозди забивать, но это не про ширпотреб, это как раз про эксклюзив, а все потому, что ширпотреб не приемлет ни грибочков, ни отсутствие прагматизма - ширпотреб требует собранности, понимания цели и требует результата любым путем. Ширпотреб имеет широкую опорную базу и удовлетворяет потребности общества в целом. Ширпотреб никогда не противопоставляет себя новым технологиям, а, как правило, это новые технологии лезут на рожон с криками о самоидентификации и эксклюзивными, но там в закоулках мечт видят себя прекраснейшим из ширпотребов. Успехом называется путь от уникальной идеи к массовому потреблению. После тиражирования уникальность становится обыденностью поглощенной ширпотребом, у массового потребителя появляются новые потребности и все начинается по новой...
Замечательно, если на российском рынке САПР все пойдет именно так. Но меня беспокоит вопрос: почему описанный Анонимом образцово правильный процесс взаимосвязанного развития высоких технологий и ширпотреба не слишком работал в Советском Союзе и не очень-то работает в России ? Ну, т.е. ракету сделать вроде бы могли и, возможно, еще можем, но автомобили, телефоны, туфли, колготки … не очень?
В дискуссии с Анонимом я написал, что о ширпотребе как двигателе прогресса я и сам упомянул в своей заметке, просто ее акцент был другой: у нас норовят называть ширпотребом халтуру, включая и халтурное применение технологий, и противопоставлять ее якобы никому не нужной высокотехнологичной организованности с якобы излишними накладными расходами ...
Начальники той организации (и сами инженеры?!), в которой происходила красочно описанная А.Волковым в заметке Чудо свершилось! возня вокруг как-бы-када, скорее всего, считают САПР ширпотребом, на толковую закупку, системное внедрение, обслуживание и сопровождение которого лишние деньги тратить не стоит... Вообще-то, это явления из той же серии, что и легендарная доводка КАМАзов кувалдами на конвейере завода или игнорирование пятикратной вибрации генератора на СШ ГЭС…
Чтобы дискуссия не зациклилась, торжественно подтверждаю: если в обществе есть должное понимание роли и цены знаний, высоких квалификаций, технологических достижений, правовых и дисциплинарных норм, цивилизованные рыночные отношения и т.д., то прогресс неизбежно порождает эффективный ширпотреб, в том числе, и в виде САПР-инструментов, и одновременно ставит перед собой новые неширпотребные задачи. А вот, если АвтоВАЗ все-таки закроется или начнет делать (еще неизвестно какие!) игрушки, то это еще и потому, что даже там, по большому счету, слишком рано сочли САПР ширпотребом…
.
.
Комментариев нет:
Отправить комментарий