Мой племянник, Илья Востров – выпускник факультета дизайна архитектурной академии в Екатеринбурге. Специализация – промышленный дизайн. Проходил практику в Англии, делал диплом в Мюнхене в Bosch GmbH, результативно участвовал в нескольких международных конкурсах, а сейчас разрабатывает дизайн приборов для Уральского оптико-механического завода. Думает о творческом и карьерном росте. Скорее всего - за рубежом. Скорее всего - в той же Германии...
Илья, а у нас промышленный дизайн не слишком востребован?
Для того чтобы он был востребован, должна динамично развиваться промышленность, причем, обязательно - в условиях конкуренции. Конечно, кое-какое развитие наблюдается и, конечно, выпуск любого нового изделия без дизайна обойтись не может. Но серьезной требовательности потребителей либо вообще не наблюдается, либо конкуренция безнадежно проиграна зарубежным изделиям, которые возникли, в том числе, как результат жесткого дизайнерского отбора.
Скорее всего, востребованность промышленного дизайна в России тормозится еще и советскими традициями аскетизма форм, ориентацией на изделия оборонной промышленности и трактовкой легкой промышленности как вторичной.
Советское время я не помню:), но, скорее всего, ты прав. Сейчас положение меняется, но, главным образом, не в промышленности, а в частных заказах, в быту, в некоторых малых формах. Но и здесь проблем много. С одной стороны, уже есть довольно много состоятельных людей, желающих иметь вокруг себя профессионально разработанную окружающую среду и удобные, радующие глаз предметы. С другой стороны, эта сфера касается не столько промышленного, сколько интерьерного, ландшафтного и тому подобного дизайна.
То есть, вам, промышленникам, не повезло?
Если уж ты нормально отучился в нашем институте, то получил основательное, многостороннее, универсальное образование, и дальше основное значение для выполнения почти любых дизайнерских работ имеют личные способности. Хотя считается, что специализация промышленного дизайна круче остальных: она включает в себя и курсы других дизайнерских специализаций, и вполне серьезные элементы конструирования.
Неужели и методы конструирования вам всерьез нужны?
Хм, промышленный дизайн - это ведь не только форма, и даже не только эргономика. Это еще и часть изобретения продукта, его функциональности: особенно, когда речь идет не просто о модификациях, а о чем-то существенно новом. Мы работаем бок об бок с конструкторами, и разговаривать на одном языке проектирования нам просто необходимо.
Ага, значит, освоили какие-то САПР?
Да, у нас всерьез преподавался SolidWorks, и сейчас это - один из моих основных инструментов: вместе с 3dMax.
Правильно ли я понимаю, что промышленный дизайнер может заниматься оформлением или, скажем, фирменным стилем, но, наоборот, графические дизайнеры не очень-то могут работать в промышленном дизайне?
Да, в большинстве случаев это так. Большой пласт нашего образования основан на изучении методов проектирования и конструирования, изучении технологий изготовления изделий на всем этапе производства. Поэтому дизайнеры других специальностей мало что смогут сделать без этого «багажа», разве что отдекорировать, но это совсем другая история… Обратная ситуация бывает сплошь и рядом: не найдя работы по специальности, многие индустриальщики начинают искать себя в других сферах дизайна. Но дальше многое зависит от их личных способностей. И сам я иногда занимаюсь тем же фирменным стилем, рекламой и сайтами – хотя бы потому, что надо же иногда зарабатывать деньги:).
Очень интересно, но давай продолжим острую тему неразвитости рынка, дефицита клиентов...
По моим наблюдениям, потенциальные клиенты делятся на две группы. Одни, имея достаточно большие возможности – нередко сугубо по престижным соображениям – предпочитают нанимать матерых и дорогих дизайнеров, в том числе, за пределами нашего миллионного города. Другие, даже решив, что дизайнерские услуги им нужны, плохо понимают вклад дизайна и долю его стоимости в конечной потребительской цене своего продукта.
Похоже, это – все та же, широко распространенная у нас, недооценка роли нематериальной составляющей в создании продуктов. Это касается и программного обеспечения, и труда разработчиков... – вообще, всей интеллектуально-художественной сферы. В своей сфере я знаю много примеров, а в твоей?
У нас примеров более чем достаточно. Вот – маленький и довольно забавный, но в чем-то - показательный. Один небедный человек заказал мне проектирование визитницы из золота. Результатами он был доволен, даже восхищался, но оплату пришлось из него вынимать очень долго... Скорее всего, заказчик искренне не понимал объем затраченных мной творческих и физических усилий. И не понимал, как соотносятся эти мои трудозатраты с его собственным эргономическим и эстетическим удовлетворением и удовольствием... Кстати, мне пришлось участвовать в довольно интересном промышленном конструировании оригинальной отечественной швабры. Нет, серьезно: это был вполне интересный творческий проект, можно даже сказать – инновационный, но, к сожалению, он так и не был завершен по вине заказчика…
Ладно, давай от золотой визитницы и инновационной швабры перейдем к компании Bosch GmbH. В чем - главный для тебя результат работы там?
Полгода я был членом суперквалифицированной команды, которая напряженно и очень творчески работала над востребованными производственными проектами. Лучшую школу представить себе трудно.
Прости, а у тебя в Bosch не возник комплекс: когда вокруг мастера, работающие в фирме-лидере, можно ведь и усомниться в своих возможностях?
Чувствовал я себя там как рыба в воде, знания данные в УралГАХА не подвели. Иногда мешало лишь то, что команда дизайнеров состояла только из немцев (я был первым, кто был приглашен из другой страны) и в пылу обсуждений плавно переходили с английского на немецкий, который я к тому времени еще не знал. И вообще - команда, в которой я делал свой диплом, оказалась очень дружной, обо мне заботились, помогали... Причем, не только в работе, но и в быту…
Насколько я знаю, в институте твоей дипломной работой остались довольны.
Да. Между прочим, тут тоже проявилась кооперативность фирмы Bosch. За ее счет был сделан макет ценой 5000 евро и за ее же счет он был отправлен в Екатеринбург. Посылка шла долго, потом начались раздумья нашей таможни в аэропорту... Дело дошло до того, что мой макет был доставлен в институт практически в последнюю минуту до моей защиты…
А сам-то ты доволен Екатеринбургской архитектурной академией?:)
Безусловно. Очень солидное комплексное образование. Очень хорошие преподаватели, иногда - выдающиеся. Например, мне повезло быть, теперь уже много лет, в близком творческом и человеческом контакте с нашим профессором – Виктором Александровичем Брагиным, одним из самых известных, интересных и титулованных дизайнеров Екатеринбурга, очень творческим, энергичным и контактным человеком. У архитектурной академии - хорошие связи с заграницей, это видно и на моем примере. На базе нашей академии создан региональный Уральский центр развития дизайна, я тоже к нему причастен, и об этом мог бы рассказать отдельно...
Но мой главный институтский результат - встреча с сокурсницей Катей, которая стала моей женой и партнером по работе.
Твой дизайнерский вкус у меня не вызывает никаких сомнений, да и сам я вижу, какая Катя симпатичная:). Между прочим, несколько ее работ, на мой взгляд, выглядят практичнее твоих. Твои изящные работы иногда даже навевают некоторую тоску по вряд ли реализуемому у нас прекрасному и совершенному будущему, а вот Катины эскизы – например, та же мобильная конура для собаки – сразу поднимают настроение и могут непосредственно применяться для психотерапии:). А как вы сотрудничаете?
Мы близко познакомились на последнем курсе нашего обучения, как раз перед моей поездкой в Германию, в Bosch GmbH. Сейчас работаем на одном заводе. Понятно, что постоянно друг с другом советуемся. И вместе строим творческие и карьерные планы. Разработали наш совместный веб-сайт – как общее портфолио.
А что делаете на заводе?
Мы работаем в отделе дизайна, разрабатываем мед- и свето- технику, товары народного потребления. Работа интересная и нужная. Это увлекательно когда ты в команде с конструкторами и технологами работаешь над одним проектом, начиная от эскизов на бумаге и кончая выходом в серию.
А как насчет Уральского центра развития дизайна?
Вообще-то, замысел его – грандиозный, а для России, наверное – уникальный. Областная администрация решила простимулировать интерес региональных производителей к дизайну выпускаемой ими продукции и выделила деньги не только на оборудование Центра и базовые ставки исполнителей, но и предложила дотировать заказчикам (!) цены на выполнение услуг Центром. Как и многие мои сокурсники, я с большой надеждой и энтузиазмом отнесся к организации Центра, но пока результат выглядит странно. Есть неплохие помещения с вахтерами и вполне современными компьютерами, но кое-какое очень дорогое оборудование так и не было распаковано, а главное – заказов практически нет.
Я не понял: Центр работает или нет?
В целом все выглядит почти законсервированным, хотя можно считать, что Центр функционирует: например, такие формальные сотрудники или активисты как я, могут придти в офис и на тамошней высокопроизводительной технике поработать над проектами…И еще там организованы курсы по обучению и повышению квалификации: может быть, бизнес Центра в этом и состоит, но на моем уровне о финансовых потоках и балансах ничего не известно. Хотя совершенно понятно, что ощутимого объема заказов нет. Можно только повторить, что достаточной востребованности дизайна нет – несмотря на дотацию государства…
А как насчет рекламы и активного маркетинга услуг Центра?
Похоже, что средства были вложены в оборудование, а, может, и еще во что-то, но только не в маркетинг…
(ДЛ: Мы уже говорили о том, что потенциальные клиенты дизайнерских услуг недооценивают роль нематериальной составляющей в производстве своих продуктов. Но, похоже, что и поставщики этих самых нематериальных услуг, в свою очередь, аналогичным образом недооценивают нематериальную составляющую своего бизнеса. Компьютеры, плоттеры, дорогие принтеры и т.п. – покупаются, а вот вложение ресурсов, например, в квалифицированный активный маркетинг считается досадными накладными расходами.
В данном случае, ситуация - редкая: Уральскому Центру не нужна помощь ни оборудованием, ли льготным софтвером, ни творческими сотрудниками, ни даже деньгами… Однако, похоже, нужен опыт эффективной коммерческой работы в своей нише рынка, начиная с маркетинга. Во всяком случае, некоторые САПР-вендоры и/или их региональные партнеры могли бы, на мой взгляд, с большой общей пользой обратить внимание на Уральский Центр Дизайна. Между прочим, в течение сентября-ноября в Екатеринбурге пройдут мероприятия как раз подходящих вендоров:
- 21 сентября: День машиностроителя с АСКОН,
- 10 ноября: Форум SolidWorks,
- 16 ноября: Autodesk САПРяжение).
Илья, и напоследок: что из сравнительно свежих работ ты считаешь своим достижением?
Например, одна моя работа прошла в шорт-лист конкурса Electrolux с неплохими шансами продвинуться дальше. Это – некий кухонный комбайн, который в свернутом, весьма компактном, виде можно повесить на стенной крючок, и, вместе с тем, у него есть несколько функциональных программ, дистанционное управление, возможность использования в качестве духовки и варочной поверхности.
Недоразвитость отечественного рынка промышленного дизайна, конечно, радовать не может, а в остальном, на мой взгляд, у тебя – все хорошо: замечательный ВУЗ и преподаватели, завидные зарубежные стажировки – включая сохраняющийся контакт с Bosch GmbH, успешные конкурсные работы и интересное ваше с Катей портфолио… Желаю тебе и рынку дизайна дальнейшего развития!
Смешанные чувства. И центр есть и техника и деньги. И люди образованные и талантливые и что немаловажно молодые. Здорово же ! А заказов отечественных нет.. Хотя дизайн трубы газовой или нефтяной качалки видимо не актуален.. А всё остальное - не производим, а покупаем готовое. Плохо это. Как мне кажется.
ОтветитьУдалитьДа, проблема в том, что у нас промышленный дизайн не востребован и многим даже не понятен, поскольку наша промышленность или вообще ничего не производит, или производит что-то в мешках, цистернах или бутылках (в последнем случае и так выпьют).
ОтветитьУдалитьДа. Да.. А если и производят - то под лозунгом из мультика "Вовка в тридевятом царстве" - "Да ладно. И так сойдет". А потом удивление - а что ж не покупают то ? Как с СУ перджетом http://zyalt.livejournal.com/440891.html И это готовили для выставки... Нет слов.. Приличных...
ОтветитьУдалитьПрочитав пост, как-то очень сильно стала сомневаться в правильности своего понимания промышленного дизайна...
ОтветитьУдалитьЧто касается невостребованности, недавно своим студентам задала вопрос: вот стоит 2 станка, кинематика одинаковая, функциональность одинаковая, скорости и другие характеристики схожие, но что не так в российском станке? На меня недоумевающе смотрело почти 60 пар глаз и абсолютно не понимали о чем идет речь. А этот вопрос был попыткой привлечь внимание именно к дизайну, который позволит наше оборудование сделать более привлекательным для покупателя с эстетической и функциональной точки зрения. Попытка дать задание на диплом закончились тем, что кафедрой была отвергнута тема...
Просто не было у нас никогда четкого понимания промышленного дизайна, собственно, наверное, это одна из главных причин моих сомнений.