По рекомендации Брэда Хольца я прочитал статью Till Grusche "FailForward: Why Successful Innovators Have to Learn How to Fail" (см. ссылку в самом конце этой заметки), она мне понравилась, и я решил поделиться ее содержанием с читателями своего блога. Вот перевод.
Общеизвестно, что большинство новых продуктов и услуг терпит неудачу при выходе на рынок. Многим знакомо высказывание, сделанное по поводу инноваций Чарльзом Кеттерингом, с 1920 по 1947 год входившим в совет директоров Дженерал Моторз: "При запуске вашего детища вы не знаете, заработает ли оно и, вообще, будет ли от него толк хоть когда-нибудь". Хотя с тех пор, благодаря нынешнему повышенному вниманию к инновационным процессам, многое изменилось, характерная для них неопределенность все еще затрудняет инновационные порывы.
Высокая вероятность неудач новых продуктов и услуг любопытным образом противопоставляется потоку так называемых «историй успехов», которые вы услышите на любом вендорском или инновационном мероприятии. Что и говорить, всем нам очень нравится рассказывать о собственных примерах успешных реализаций., но я готов поспорить, что в реальной жизни неудачи дают гораздо больше обучающего и мотивационного материала, чем любые истории успехов. Подтверждением может служить любая карьера выдающегося спортсмена, процесс взросления любого ребенка и т.д. На мой взгляд, то же самое имеет место в бизнесе, и поэтому, разве нам не следует в гораздо большей степени знакомиться с историями неудач и учиться на них?
Эта идея побудила меня организовать «Секцию Неудач» в рамках ежегодно проводимого в Германии форума по тенденциям развития. Ко мне присоединились Томас Венцель-Хабершток из ИБМ и Петер Борзес из Дойче Телеком, являющиеся в своих компаниях лидерами в области инноваций. Вместе с ними мы постарались организовать дискуссию о том, каким образом неудачи соотносятся с инновационным процессом, поделиться с аудиторией инсайдерским опытом неудачных инновационных проектов и тем, как компании могут учесть опыт неудач и трансформировать его в свой успех.
Понятно, что чем быстрее вы пройдете этап неудачи, чем быстрее и конструктивнее вы намотаете на ус этот опыт, тем быстрее вы достигнете успеха. Поэтому нашей отправной точкой стало заклинание «Неудачи должны быть ранними и быстрыми». Интересен вопрос о том, в какой степени подобные принципы можно конструктивно использовать в рационализации процесса проектирования (некоторым даже нравится называть это проектированием творческого процесса или даже - мышления). Надо отметить, что процесс проектирования (который характерен многочисленными итерациями, быстрым прототипированием и постоянным уточнением идей, ориентированных на потребности пользователей), вообще, предоставляет исключительно плодотворную основу для анализа неудач и использования их опыта на ранних стадиях проекта и его продвижения к успеху.
На основе наших обсуждений во время работы вышеупомянутой «Секции Неудач» мы сформулировали для корпораций следующие четыре рекомендации типа «Используйте неудачи для ускорения прогресса».
1. Инновационная корпоративная культура должна управляться нестереотипным стилем мышления, который не опасается наказания за неудачи и, более того, трактует неудачу как разновидность инвестиции. Ясно, что такой культуры достичь трудно, особенно – в больших корпорациях, которые живут в обстановке постоянной внешней конкуренции вокруг инновационного конвейера и в обстановке борьбы своих многочисленных команд и проектов за финансирование: в таких условиях неудача часто трактуется как приговор персональной карьере и не может считаться штатным событием. Поэтому нет ничего удивительного в том, что на рынке циркулируют многочисленные примеры компаний, которые упорно продолжают инвестировать деньги и человеческие ресурсы в терпящие неудачи проекты, надеясь, что эти проекты чудесным образом все-таки преуспеют, или просто-напросто стараясь избежать или оттянуть момент публичного признания неудачи…
2. Однако, дело должно обстоять как раз наоборот. Допущение того, что неудача – естественный этап прогресса, - это ключевой элемент управления инновациями. Компании типа Google именно так и относятся к неудачам, без колебаний открывая их публике: вспомните шумиху вокруг Google Wave и стиль закрытия этого проекта (именно проекта, а не команды, которая его реализовала!). Успех таких компаний говорит сам за себя.
3. Чтобы в крупных организациях неудача могла использоваться для продвижения вперед, необходимо также придерживаться модульной структуры проектов: это предотвратит распространение последствий неудачи на организацию в целом. Разумным вариантом могут служить нередко используемые т.н. лабораторные группы (Labs), однако в них риск должен быть разумно сбалансирован: лаборатория не должна стать для сотрудников излишне безопасным местом, где они имеют право на бесконечные неудачи, но и не могут достичь настоящего успеха потому, что их работа не связана с основным бизнесом компании. Проекты с высоким уровнем риска неудачи и возможностью крупного успеха должны быть защищены и допускать возможность мутаций. Например, контрольные точки оценки промежуточных результатов должны трактоваться не как «продолжить проект дальше / закрыть его», а, скорее, как «продолжить проект в том же самом направлении / изменить его направление / закрыть».
4. Не в последнюю очередь успех зависит от людей, поэтому для конструктивного учета неудач необходимы люди с подходящим складом ума и мужеством, необходимыми для движения вперед. Такие качества нужны, когда требуется сменить азимут: будь то свое собственное решение или указание начальства. Думаю, что нам требуется основательно обсудить, в какой степени наша система образования способствует формированию подобного образа мышления и мужества. Мне иногда кажется, что, выходя из школы или университета, мы уже навсегда трактуем неудачу как абсолютно недопустимое событие, так что для многих начинающих сотрудников компаний принятие на себя риска генетически неприемлемо.
И что же, неужели завтра на конференциях доклады об анализе образцовых примеров сменятся обсуждениями неудач? Маловероятно. Красота успешных проектов всегда будет привлекать публику. И все-таки, реакция на наши «сессии неудач» явно демонстрирует значительный интерес к изучению опыта неудач. На мой взгляд, организаторам будущих конференций стоит использовать эту явно полезную возможность. Разве не об этом Сэмюель Бекетт в 1983 году сказал в конце своей пьесе «Worstward Ho?»: «Уже пробовали. Уже испытывали неудачи. Неважно. Пробуйте снова. Не бойтесь новых неудач. Но пусть они станут для вас более успешными».
Посмотрите простую симпатичную презентацию автора оригинала:
Мой профессор по сопромату, Иосиф Григорьевич Колкер, внушал нам очень простую, но совершенно правильную мысль - "учиться нужно чужих ошибках, но опыть можно набрать только на своих"...
ОтветитьУдалить