понедельник, 25 января 2010 г.

Ассоциация САПР России: смысл и перспектива

На мой взгляд, объединения создаются для того, чтобы иметь возможность эффективно (или, вообще - хоть как-то) взаимодействовать с другими релевантными объединениями и/или сопоставимыми с ними игроками социума и рынка, можно сказать - чтобы получить роль в соответствующей социальной пьесе.

Например, если вы – симпатичное, растущее, эффективное предприятие, но не Газпром, Сухой или Норникель, то вам едва ли удастся всерьез поговорить и, особенно, договориться с
- директором крупного потенциального отечественного, а, тем более – зарубежного, заказчика,
- сферой СМИ в целом,
- руководителем серьезного инвестиционного фонда,
- ректором крупного профильного ВУЗа,
- ведущими аналитиками и журналистами вашей ниши международного рынка,
- губернатором,
- законодателем,
- вице-премьером,
- Чубайсом,
и, наконец, возможно, самое главное – так обратиться сразу ко всем своим потенциальным клиентам, чтобы они к вам прислушались

А вот репрезентативное объединение участников отрасли не только имеет гораздо больше шансов на эффективные взаимодействия с существенными участниками важного для себя общественного спектакля, но и, в некотором роде, само по себе, является одним из свидетельств существования такой отрасли.

Примеры.
1. Российские промышленные предприятия в целом раз в десять меньше, чем хотелось бы, понимают реальную роль САПР (в который для простоты я включаю все смежные области, включая PLM и пр.). Слабое звено – топ менеджмент этих предприятий. Просвещать (не обучать конкретным инструментам, а объяснять комплексную роль инструментария, экономики и менеджмента) их можно только общеотраслевыми интеллектуальными средствами.
2. Если говорить об Ассоциации САПР, то в нее полезно привлечь не только авторитетных вендоров и продавцов, но и потребителей САПР, которые способны сознавать и формулировать общеотраслевые задачи и направления их решений.
3. В примере 1 речь – о сегодняшних топ-менеджерах. Отдельная сфера – ВУЗовская подготовка будущих менеджеров, технологов, экономистов, системно мыслящих ИТ-специалистов.
4. Общекультурное воздействие на массового потребителя САПР может гораздо эффективнее, чем сегодня, осуществляться коллективным СМИ-органом отрасли, выпуском серии общезначимых книг, проведением мультивендорных мероприятий и пр.
5. Я не считаю, что профессиональная деловая Ассоциация должна что-либо просить у Государства. Однако явно полезно держать общую авторитетную руку на пульсе процессов, добросовестно приглашать представителей государства на подходящие мероприятия, просвещать их, помогать им (если попросят),… Вообще-то, ко многим представителям государства в еще большей мере, чем к руководителям предприятий, относится сказанное в п.1. Например, на мой взгляд, современный и развивающийся САПР совершенно конкретно является абсолютно необходимым инструментом не только пресловутой модернизации, но и реально остроактуальной инновационной экономики. Готов поспорить, что подобная оценка САПР, высказанная любым вендором, воспринимается как примитивное спекулятивное лоббирование или просто как назойливый шум.
6. А вот, скажем, вопрос импорта-экспорта САПР… Я считаю, что любые протекционистские меры однозначно вредны для всех элементов отечественного развития.
С другой стороны, так же убежденно считаю, что надо всячески и на всех уровнях помогать отечественным предприятиям выходить на зарубежный рынок.

Короче говоря, полезность организации Ассоциации РосСАПР для меня вполне очевидна. А будет ли она организована в ближайшее время? Нет, не будет.

Одна из справедливо любимых тем дискуссий вендоров – массовая близорукость клиентов, их нежелание системно планировать завтрашний и послезавтрашний день, склонность все неочевидное для себя трактовать как мало актуальные накладные расходы: железо понятнее софта, софт понятнее сервиса, сегодняшняя экономия понятнее инвестиций в долгосрочное развитие, протекционизм понятнее конкуренции и т.д. и т.п. Вплоть до, извините, фактически неочевидного сопоставления нелегального и легального софта. Так вот: усилия по общеотраслевым действиям – это тоже накладные расходы, это некоторым образом сервис для вендоров, это инвестиции в стратегию… Ничего удивительного: наши вендоры и клиенты живут в одном обществе и, если всмотреться, их культуры сопоставимы или, скажем – сбалансированы. Каждый вендор имеет тех клиентов, которых он достоин:)...

И все-таки объединительные дискуссии сейчас проходят. Это – полезный процесс, и даже клубный характер регулярного взаимодействия активных участников САПР-сообщества, на мой взгляд, явно полезен.
.

3 комментария:

  1. есть печальный опыт создания в СНГ AUGI толку нет, а общество есть.

    ОтветитьУдалить
  2. Давид,

    Я прошу прощения, но единственное с чем противоположно согласен, так это то, что в реальности ассоциация САПРистов это механизм клянчить подачек у государства и участие в осваивании госбюджетов. А единственное, созидательное, что могла бы делать ассоциация - способствовать экспорту технологий.

    Посмотрите правде а глаза, российские, да и зарубежные САПРовцы, находятся в перманентной войне друг с другом. Те объединения, что происходят, это либо поглощения, либо временное и крайне неустойчивый союз против кого-то.

    Хотел бы я посмотреть как РПК или СиСофт приводит к своим клиентам Асконовцев :) или наоборот. А что касается пробиться к губорнаторам, и т.п., то непонятна цель, просто посмотреть как на Кэмерона? :)

    Вы пишете, привлечь в ассоциацию не только вендоров и т.п., но и клиентов - но, у клиентов другой бизнес! Их интерес к САПР в основном на тему "как снизить затраты на САПР". Что касается обмена опытом и прочая муть, так это выгодно только продавцам, но не клиентам. Экспорт технологий (широкий обмен опытом) невозможен также как и экспорт революций - везде свои обстоятельства! Можно кончено поступать, как это делают некоторые продавцы больших решений - есть система САПР+PDM+...+ERP так взять производство и подстроить его под требования системы - результат, сколько не пытались делать чайники, а получается AK-47.

    Из ваших уст идея союза звучит подозрительно: есть маркетинговая площадка isicad, есть подаватели рекламы и несколько неплохих блоггеров, и кучка народу (главное!). Тут сразу получается классическая схема: в наличии флагодержатель + кучка народа, осталось придумать флаг и вести куда-нибудь (неважно куда), вот и союз получается (иными словами управляемая "кучка")... со временем появятся барабанные палочки и путь к светлому САПР для всего мира.

    Мне видится, что союз может быть образован только при наличии общих идей:
    1. Совместные проекты по зарубежному продвижению софта
    2. Получение государственных преференций
    3. Единая система терминов и определений, нормативных актов для процессов внедрения САПР


    в любом случае, переиначивая известного деятеля: утром деньги, вечером союз...

    ОтветитьУдалить
  3. Уважаемый Аноним! По поводу некоторых Ваших высказываний можно вполне плодотворно дискутировать. Но вот относительно "флага, барабанных палочек и пути-неважно-куда" никаких дискуссий быть не может: заниматься этим никогда не буду даже под пытками:). И надеюсь, что никакой "управляемой кучки" в области САПР нет и никогда не будет...

    ОтветитьУдалить



Подпишитесь на RSS, чтобы получать обновления моего блога