воскресенье, 22 апреля 2012 г.

Михаил Бельман: Воспоминания системного САПР-пропагандиста, или 3D-модель лысой китайской женщины


Тот, кто прочитает этот гостевой пост, узнает источники моего очень давнего знакомства с автором. На мой взгляд, Михаил Бельман уникально сочетает (1) как внешнее, так и внутреннее, практическое знание всех основных САПРов и другого примкнувшего к ним софтвера и (2) чудовищно широкую эрудицию и яркий общий взгляд на состояние отрасли. А для того, чтобы распознать его интеллигентско-сетевой сочно-мрачный юмор, достаточно любых нескольких строк текста или, если кому повезет – минуты разговора с Михаилом. Изначально я собирался сделать интервью, но, затем, как бывает, стало ясно, что в моих вопросах Миша не нуждается, а конкурировать с его потоком сознания я не способен, как не способны конкурировать и канонические правила пунктуации:). Я только позволил себе внедрить в текст некоторые пояснения о людях и событиях, которые бегло или косвенно упоминаются в предлагаемой вам саге.                     

"История не знает сослагательного наклонения" - одна из самых больших глупостей, сказанных людьми за все времена.
"Человек человеку глаз не выколет, но подобьёт" - Али Бен Марабут.
"Do it as simple as possible, but not simpler" - Albert Einstein.

Если задаться целью изложить все, что хотелось бы сказать, в виде цельного повествования (что, разумеется, не имеет никакого смысла), то весьма, на мой взгляд, подходящим названием стало бы что-то типа "Путь сорняка по задворкам хайтека. Воспоминания прикладного демагога о том, что сбудется". Однако выстраивание стройного повествования не имеет смысла, а, поскольку весьма хаотичный поток псевдо-сознания зачастую доносит информацию намного точнее, чем структурированный, то проще не напрягаться, а прямо по Пелевину, ну как там "...загорали на пляже, пили теплую Пепси и мечтали...". Ну, вот о мечтах и надо писать, сидя в диковатом, но прикольном горном ауле под названием Иерусалим, уже освободившись от унизительного корпоративного рабства, не будучи отягощенным тяжкими мыслями - как семье выжить - у обоих детей есть свои квартиры, растут детки, мою жену в любом случае сумеют прокормить, ну а мне много не надо...

Как всегда, все начиналось весьма банально: отучившись 5 лет в вузе (МГУ, мехмат, механика, кафедра аэромеханики и газовой динамики) и не совсем точно представляя – зачем, к концу учебы я понял, что в той системе координат нужна последовательность: вуз, работа по специальности, повышение социального статуса коммуноида (на настоящего коммуниста я не тянул…Но это было настолько не по мне (и я не тяну, и меня не тянет), что я решил: в такой системе координат приемлемый слоган по жизни - прямо по классикам: худая трава - из поля вон… Несколько позднее я понял, что мое призвание называется "прикладная демагогия", но до этого надо было дойти. Ну, и без сомнений, и сожалений покатил себе трудиться на еще даже недостроенный "КамАЗ" в Набережные Челны.

Отступление 1. Название в любом деле всегда имеет важное сакральное значение. Как-то в начале 90-х мне довелось приехать из Челнов в Москву на несколько дней, имея в сумке бутылку водки необычно высокого качества казанского производства "Дипломат" (там несколько лет подряд держали очень высокое качество, пока не сообразили, что власть требует чего-то другого, совсем не качества). И придя к своему двоюродному брату Вовке на бухаловку, вдруг обнаружил у него в гостях известного писателя Андрея Георгиевича Битова [1]. Ну, и под такую водочку попытался добиться от него некоего секрета - в чем же успех литературного (и не только) произведения. На что Андрей Георгиевич спокойно так сказал, что поболе 50% успеха - это название, остальные компоненты - менее 50%. Я ехидно попросил привести пример из личного творчества, и Андрей Георгиевич радостно назвал произведение над которым он работал: "Война левого полушария с правым полушарием". С тех пор я трепетно отношусь к названиям чего бы то ни было. Иногда успешно. Пример: один из новых проектов, который я хочу сейчас поднять (реинкарнация старой идеи) имеет полное название: Personal Interactive Zapping  Delivery for Entertainment Content. Берем первые заглавные буквы: конкуренция с Виктором Олеговичем Заратустрой [2] [3] – налицо, хотя и безуспешная. 

Оказавшись на КамАЗе на задворках головного компьютерного центра, в течение ряда лет я писал всякий proprietary soft [4] для всяких proprietary устройств по всяким proprietary протоколам - имея зверинец устройств сбора всякой производственной информации, надо было как-то по проводам ее доставлять к головному мейфрейму IBM/370 [5]. Как раз в то время как-то занесло меня в технологический отдел ремонтно-инструментального завода, где весьма грамотные ребятя - инженеры – жаловались, что вот есть у них весьма приличные станки и обрабатывающий центр с ЧПУ, а вот как готовить для них программы - загадка. Там я впервые увидел в работе электро-эррозионный (проволочный) станок с ЧПУ, на котором резали металл по весьма непростой траектории. И в первый раз стало обидно - что ж верховные уркаганы так не ценят инженерный труд. Потом еще не раз видел, как народ мучается. И когда я увидел, как одна команда с другого завода КамАЗа начала делать свой доморощенный САПР - хотелось их всячески поддержать (хотя большинство эстетов нос воротили – мол, давай нам VAX [6] и Anvil (был такой передовой САПР). Не знаю где ныне те эстеты - а парни устояли даже в годы перестройки и БорисНиколаевщины, и сейчас живет себе предприятие "СПРУТ технологии" [7], и выживают в трудном мире CAD/CAM. 

Спустя сколько-то лет, подняв свой социальный статус получением квартиры [8], я оказался на Литейном заводе КамАЗа, работая уже для механо-обрабатывающего производства литейной оснастки. Там, по случаю, в рамках вспомогательной работы, сделал последний мой реверанс мейнфрейму IBM/370, в то время мной вполне ненавидимому - надо было написать как можно более отказоустойчивую программу передачи файлов от мини-компьютера на IBM/370. Вместо того чтобы писать под OS/VS, я сдуру написал нечто под VM/CMS (система виртуализации для мейнфреймов)  - что-то типа драйвера на самом низком уровне - ну там как положено - векторы прерываний, на физическом уровне ввод/вывод и т.п. - дикость для мейнфрейма - но вроде даже надежно работало.

Но главное, там, на производстве литейной оснастки, я уже видел, как верховные уркаганы таки-ценят инженерный труд: хоть какой-то, но CAD купили у норвежцев, и вполне так себе моделировали сложные 3D-поверхности. И я там тоже, в основном, всякие вспомогательные вещи делал типа data exchange  между разными CADами. Там же я увидел вполне на уровне парк ЧПУ - и знаменитый FANUC, и Siemens и разное другое. Апофеозом моей деятельности с ЧПУ стал некий странный (по формату реализации - типично совковый - "из дерьма - конфетку") проект, источником стало совпадение двух событий. С одной стороны, начали проектировать и делать на ЧПУ столь сложные поверхности, что программа на максимального размера бобину перфоленты не влезала и надо было решать проблему, а DNC [9] у них не было. С другой стороны, через три месяца ожидался приезд министра Автопрома, про которого было известно, что он запал на DNC. Вот мне дали в помощь еще одного парня, который и код писал, и железку паял, и сказали "Вперед!", не дав ни гроша валюты и даже рублей на закупки чего-бы то ни было. Начал я с прогулок по помойкам компьютерных центров, и в одном дворе нашел какие-то устройства ввода производственной информации болгарского разлива, которые как-то не вписались в систему и зябли на помойке до списания. А внутри - болгарского же разлива – клон 8-бит-процессора Моторола 6800. Ну, и пошло-поехало: стали искать крохи информации, пришлось писать всякие дис-/кросс-/ассемблеры, научились программировать, и где-то через три месяца программы с мини-компа по проводам бежали на CNC [10] (ну, мы ее просто обманули и "изобразили" перфоленточное устройство). Министр был доволен...

А потом я увидел высший пилотаж - команда В.М.Голода из Питера продемонстрировала очень реалистичную математическую модель процесса кристаллизации чугунной отливки с весьма достоверным обнаружением всяких дефектов. Я для них писал (уже на IBM PC/XT! [11]) визуализацию - "сценки из интимной жизни отливок" (название важно!). Еще несколько лет спустя в инженерный труд Литейного завода пришла цивилизация - компьютеры Sun + CAD CADDS [12]. А ведь были ребята, которые уже тогда говорили "Надо Pro/E "!.

А теперь о главном – о мечтах. Примерно в те же годы на КамАЗе появился резвый такой начальник всея компьтерлы (ИТ - тат.), который решил, что как-то неправильно, что СТАРТ – общенациональный проект 32-бит компьютера проходит без участия АвтоПрома, КамАЗа и его лично (ДЛ: СТАРТ – легендарный советский проект, 1985-88, потомками которого стали многие выдающиеся специалисты, институты и фирмы, включая ЛЕДАС, см. [13]). И как-то почти рендомально были выбраны три делегата от народа (и я в их числе) - и поехали до городу Новосибирску. Там, в промежутках между весьма приятным и интересным общением с Сашей Марчуком [13] и парнями из команды Вадима Евгеньевича Котова [13], я впервые услышал о трудах некоей лаборатории, где трудились А.С.Нариньяни (ДЛ: А.С.Нариньяни - выдающийся советский и российский ученый, 1937 – 2010, [14, 13]), Давид Левин, Саша Семенов [13] и другие ребята. Я сначала совсем не понял, что они делают, а когда чего-то начал понимать, то уже совсем не понял, как им ТАКОЕ удается делать. Что сказать - высший пилотаж! Потом еще раз побывал там в том же амплуа ходоков из народа в большую науку, в тройке другого состава.

И вот тогда-то я и запал на UniCalc [15] (LinguaF [15] все еще оставалась за пределами понимания). Ну, а когда суматоха улеглась, я как-то стал делегатом съезда народных депутатов от КазАЗа: в Ивантеевку (под Москвой, где проводились совещания проекта СТАРТ) [13] еще ездил, общался с народом. А потом я просто уговорил главного финансиста КамАЗа купить по одной копии продуктов РосНИИ ИИ [14] (как раз тогда лаборатория выросла до института, пусть и маленького). И вот как-то, уже имея на дискете(!) UniCalc, я зашел к ребятам, что ломали голову над расчетами режимов аналогового регулятора мощности 50-тонных плавильных печей Вестингауз. Вот сидят они, перед ними - куча (большая!) таблиц, и они скачут с одной на другую, и на великом и могучем... ну понятно. Я стал спрашивать: об чем базар, а мне и говорят, что таблицы - полный отстой. А на вопрос - а откуда таблицы-то – отвечают: а вон из толстых технологических справочников выборка. И откуда-то  достают тоненькую такую книжечку, где описана мат.модель в терминах нелинейной алгебры. И на вопрос - а чего бы сие не запрограммировать – показывают, шо там, мол, все в интервалах, да и нелинейно все шибко... Ну, тут понятное дело, апофеоз: запускаем UniCalc, вгоняем оригинальную модель, и получаем ТОЧНО ТО, что им надо! Народ был доволен.

После ухода с КамАЗа я все еще пытался как-то продвинуть идеи и продукты РосНИИ ИИ, как-то даже удалось организовать встречи А.С.Нариньяни во время его поездки в Израиль с искусственным интеллектом местного разлива. А.С. был недоволен не самым высоким уровнем, с которым он столкнулся. Ну, а потом верховные уркаганы народу объяснили, чего надо делать, и делать стало нечего...

Вот так и осталось в памяти: экзотические технологии, выдающиеся команды из Академгородка, какие-то демо на дискетах, какие-то представления о продвинутых методах в CADах, ну и смутные мечты, которые пока еще не удалось четко сформулировать. А затем последовало всеобщее "погружение во мрак" середины 90-х… Набережные Челны не выглядели местом, где без специальных усилий можно остаться в живых (особенно - детям), пришлось вывозить семью в немного более спокойное (или по крайней мере выглядевшее таким) место - Израиль.

Не имея каких-то вразумительных идей работать тут программистом (я уже знал, что истинное мое призвание - прикладная демагогия и геббельсовская пропаганда разных идей, иногда весьма диких), я, тем не менее, на второй год жизни тут нанялся работать в совсем крошечный старт-ап (3-4 работника) со странными (на тот момент - 96-97 гг. идеями разработки механизма 3D facial animation (грубо говоря, губы должны двигаться синхронно со звуком). Я сразу стал нести пургу о продвинутых методах 3D дизайна – мол, даешь NURBS modeling [16] - но меня быстро успокоили - тогда еще 3ds Max только набирал силу, и никаким NURBS modeling там и не пахло. А Maya была и не по карману, да и с рынком 3ds Max выглядел веселее. Ну, и стали стряпать морфинг (интерполяция между двумя крайними положениями 3-мерных изоморфных моделей) прям по теории фирмы Дисней - фонетическая модель на основе интерполяции между девятью базовыми фонемами английского языка. Хоть методика и стара, но до сих пор популярна. Да и всякие 3D движки на тот момент с NURBS как-то были не очень... Но некое беспокойство осталось, а потом пришло и "подтверждение покаяния" - появились 3D players для WEB (VRML, затем X3D), с поддержкой NURBS - надо отметить серьезный вклад в это дело парней из Parallel Graphics [17] - вдруг узнаю, что и тут ребята из России, вроде как прямо в Академородке и сидят - здорово!

Но все это было ПОТОМ, а пока (в 1998 году) маленький старт-ап рухнул, хотя морды начали говорить (т.е., появились анимации 3-мерных голов, которые начали произносить заданный текст) - я впервые увидел, как работает на всеобщую энтропию так называемый "еврейский семейный бизнес" (как я считаю – не на основании законов бизнеса, а на основе сугубо личных импульсивных рефлексий). И пока я пару лет крутился во всяких маленьких стартапах в области 3ds Max, анимаций, всякого data exchange для анимаций, потихоньку сформировалась другая конкретная мечта - объединить методики CAD (NURBS modeling) и 3D design free-form deformation. Ведь все еще остается проблема - несмотря на обилие весьма продвинутых плагинов для Maya и 3DS Max в области анимаций, все там хорошо с facial animation, есть некий набор решений для body animation, но ведь на что-то потратил 300 миллионов долларов Джеймс Камерон, когда "Аватар" делал. И потратил он большую часть денег на массовый ручной труд аниматоров. И хотя есть некий набор решений для body animation, он все еще далек от идеала, и есть много чего делать с процедурными анимациями. И тут можно много ожидать от интеграции геометрического 3D решателя (разумеется, LGS 3D [18]) и алгебраического решателя типа UniCalc.

А затем меня прибило-таки к миру CAD - в 2000-м попал в фирму Proficiency [19], а там - parametric data exchange в CADах высшей лиги - Pro/E, UG, CATIA 5 (были еще и CATIA 4 и I-DEAS [20], но как-то сошли на нет). Вроде неплохо там все получалось, хотя когда я спросил у Алекса (Alex Tchechansky[21], он тогда R&D командовал) - а так ли уж обязательно надо было все строить на explicit typability (= решение явным описанием всех типов и подтипов параметризации модели) - он честно ответил что может и удалось бы решить проблему implicit typability (= более интеллектуальный способ понимания design intent, подробности – у Дмитрия Ушакова [22]), но раз уж начали так, то что там... Мне кажется, что вот сегодня ЛЕДАС вполне может решать (ежели уже не решает!) эту проблему. Вот из-за этой самой подлой explicit typability мне в UG пришлось лезть в какие-то дебри API и имплементировать механизмы построения таких features, для которых как бы и нет API (multi-object pattern).

Но самым загадочным явлением в моей работе там было другое - некая мистика… Как-то сгрузил я из интернета книгу под названием "Brown shit rising" - на русском, пародия на отсутствие туалетов в Антарктиде, и что же: дня через три-четыре собирают нас всех и говорят, что теперь у нас новый президент из Америки... Трент Браун! А спустя неделю-другую получаем первые фидбеки на него от европейских продавцов - доминирует слово shit! Но на самом деле rising почти состоялся - сидел он перед руководством JSF consortium и вполне мог вписаться в самый большой (по бюджету) проект в истории США (ежели кто не помнит, Дж. Буш где-то в 2005 году пробил бюджет под сей проект в 270 млрд $!). Но - не сложилось - опять странная логика местных инвесторов: Трента Брауна обвинили в необоснованных затратах на представительство, хотя речь шла об общении с представителями крупнейших корпораций США (мистика продолжается): как-то в центре Иерусалима покупаю я книгу (опять на русском) "America OFF", и меньше чем через неделю снова нас собирают и говорят, что американца-то уволили.

После Proficiency я работал больше четырех лет в SintecMedia [23]. Ну и в продолжение мистики: дня за три до увольнения из этого дурдома (пародия на хай-тек), где я отработал более четырех лет, сам не знаю зачем, сгрузил книгу "Низшая раса"! (пока еще не читал). Симптоматично, однако...

Да, в дурдоме делали некую оптимизацию рекламного контента на фиксированных каналах ТВ - использовали целочисленные линейные модели. Уже на первых же серьезных клиентах там начались непонятки: большинство бизнес-моделей существенно нелинейны, а все старались делать приближения с помощью линейных моделей. Ну, ТАМ говорить о нелинейных решателях просто смысла не имело: бедуинская психология... Забавно вспомнить, что меня подвигнуло ТУДА пойти… Главное техническое интервью мне проводил проф. Валерий Голендер - он из Риги сюда приехал, ну поговорили, он спросил с какими солверами я знаком, я как-то сдуру помянул UniCalc… Тут вдруг Валера встрепенулся и стал мне рассказывать сколько раз он писал и А.С.Нариньяни и Семенову, что надо там добавить сильный MIP LP решатель, ну и как ему плохо было с DOS-версией UniCalc! Вот на это я и попался. Но пару лет назад бедуины и Валеру выжили, да и все сразу стало невыносимо. Однако года три назад, чтобы как-то вывести одного моего коллегу (замечательного программиста по имени Алекс) из депрессии, я просто так вполне легкомысленно ему бросил – мол, чего там мучиться с паранойей, вот посмотри как интересно в мирке Inverse Kinematics. И что? Через неделю Алекс мне говорит, что он когда-то делал чего-то там для нелинейной оптимизации алгоритмом Левенберг-Маркетт, вот он теперь без проблем приспособил его под новую задачу. Делать нечего - беру старую версию UG NX2, строю какую-то уродливую "руку" - просто сочленения шарами цилиндров и конусов, далее - решаем задачу Inverse Kinematics - задаю точку - рука туда правильно приходит. Разумеется, я делал все с помощью LGS 3D. Он дает мне свой решатель - запускаю - тот же результат - все довольны. Далее, строю в лоб опять же с LGS 3D все промежуточные значения и прямо в UG NX леплю тупо так анимацию. Он дает мне свое решение - все то же самое, у него - в два раза быстрее! Алекс радуется, а я скромно молчу, что его алгоритм-то без constraints работает... Мы еще раз увидели, как очень частное решение простейшей задачи выглядит более эффективно, чем использование значительно более общего и более мощного механизма. Вот такие дела бывали...

А вот и серьезная тема, поднятая (но, разумеется, никого не заинтересовавшая) в дурдоме: имеем результат работы линейной модели, и из-за противоречивых требований есть недобор неких таргетов. Народ начинает играть с упрощенной моделью - все равно ничего не понятно из-за высокой сенситивности модели. Беру все тот же бедный UniCalc, загоняю в него модель, и просто и быстро нахожу границы зависимости друг от друга тех самых противоречивых требований, а далее вполне понятно, как минимально понизив карму некоторых требований, вписаться в приемлемые границы таргетов. Показываю Валере. Он соглашается, что это много дает, но... интервальная математика не для дурдома! А учитывая, что, скажем, у NBC USA 30-секундный спот в прайм-тайм стоит 100 тысяч долларов, нетрудно догадаться, сколько тут можно сварить...

В общем, ждем пока в России кому-нибудь придет в голову строить цивилизованную модель продаж рекламного времени - и вперед, на Францию, с интервально-нелинейными методами, вместо линейных.

Отступление 2. Меня могут спросить: а при чем тут вааще какие-то анимации, entertainment, когда есть великий и необозримый мир CAD, и человечеству есть что делать. Я сам себе такой вопрос задал, и ответ очевиден (sorry за цинизм). Мы живем в мире победивших унтерменшей, который в силу своей полной бессмысленности, весьма возможно, скоро схлопнется в ловушку сознания и освободит темпоральную энергию для развития другой, более перспективной реальности, где ИНТЕЛЛЕКТ не подменил собой РАЗУМ, а всего лишь дополнил его. А раз так, то одна из базовых концепций движения вперед западной цивилизации - концепция "устойчивого развития" - подменяется на новую - "устойчивое потребление", как и написал В.О.Заратустра - homo zappiens вместо homo sapiens, с плавным переходом к цивилизации homo gadgets, имеющих внутри универсальный коммуникационно-энергетический блок "хомо оранус" в виде 3D модели лысой китайской женщины. Стало быть - развлекаются все!

И вот, наконец, до меня доходит, что и по сей день мы все находимся в рабстве у главного производителя контента - Голливуда (оставим пока Болливуд в стороне). И тут я, наконец, формулирую свою главную цель: сделать все, что можно для воплощения в жизнь идеи garage content production. Так же как 20 лет назад в сараях лепили персональные компьютеры и софт для них, так сегодня - контент!. Тут весьма полезно почитать книгу "Даркнет - Война Голливуда против цифровой революции" Дж. Д. Ласики, перевод на русский вполне доступен на Флибусте. Вот и удалось сформулировать к какой же это такой мeчте я так уныло полз все прошедшие годы – разработка всевозможных инструментов для garage content production.

А где-то в середине 2000-х я возненавидел такое гнусное устройство, как Remote Control для TV: тут по двум каналам гонят европейский футбол, а эта зараза переключаться не хочет. Поспрашивал народ - многие страдают. Вот и еще одна мутная мечта сформулировалась в конкретную - надо на STB (set-top box) загнать такой софт, шо вместо мучительного нажимания на кнопки и тупой иерархии меню надо всего лишь 3D-головы, которые все это бормочут, а вместо кнопок - микрофон. Но приехали как-то парни из Москвы, посидели мы с ними под пивко/водочку, парни сказали - рано, несколько лет подождать надо. А сегодня ждать не надо - в новом поколении STB сидит dual-core Atom, 0.5/1Gb RAM, приличный графический чип - самое время начать воплощать мечту. И есть люди (и в Израиле, и в России), которые планируют новые разработки под Open STB-платформа  - вроде им говорящие бошки интересны. А теперь - о главном - о мечте - "вместо кнопок - микрофон" - звучит прикольно, но ежели вспомнить, какую ахинею нес Стив Балмер на Ганновер-2009, оторопь берет. Он ведь начал речь с того что типа "mouse - out-of-date device", а потом понес пургу про то, как голосом надо... ни много ни мало, командовать в какую сторону курсору ехать и какую кнопку надо нажать - no comments. Вот тут-то и всплыла мечта - LinguaF с пониманием того, что зритель хочет. Так вот одна мечта начала переходить из состояния "персональное бессознательное" в "матово-оболгательное", поскольку теперь неясно как решать проблему стулья/деньги...

Отступление 3.  Поскольку умение прикладной демагогии и некие навыки копирайтинга как-то совершенствовались в течение многих лет, то я решил попробовать излить а) все наболевшее и б) общие идеи упомянутого выше странного "закона сохранения темпоральной энергии", в некоем сценарии, который хочу начать писать в виде серии эпизодов под общим названием (да простят меня правоверные иудеи!) "Амалек [24], герой Галактики, против Моисея, агента ЦРУ. Истинная история третьей скрижали". Вот тут-то надо много иллюстративной графики (снова процедурные анимации - как все связано!).

И вот теперь сижу и думаю: с чего начать... И тут же нахожу ответ: с покупки нового компьютера и шести бутылок хорошего пива! Мне повезло: в том районе Иерусалима, где я живу, около года назад открыли первый в этом районе "русский" магазинчик, и теперь пять минут ходьбы - и вот оно, "Балтика разливное"! Да и огненная вода бледнолицых собак там неплохая, но пока есть запас. Спро́сите: ну, зачем это? А вот попробуйте БЕЗ ЭТОГО писать сценарий "Амалек, герой Галактики, против Мозеса, агента ЦРУ. Истинная история третьей скрижали".

Примечания (составил ДЛ)
[1] А.Г.Битов – реальный живой классик, писатель-интеллектуал, петербуржец, Википедия 
[2] Заратустра – жрец и пророк, Википедия  
[3] Виктор Олегович Пелевин – без комментариев
[4] Proprietary soft – Википедия: проприета́рное программное обеспечение (англ. proprietary software; от proprietary — частное, патентованное. Обычно проприетарным называют любое несвободное ПО, включая полусвободное.
[5] IBM/370 – Википедия: IBM System/370 (S/370) — серия мейнфреймов, выпущенная компанией IBM. Впервые анонсирована 30 июля 1970 года. Эти машины обладали теми же преимуществами, что и их предшественники System/360: высокой управляемостью, универсальностью, масштабируемостью и надёжностью при обработке приложений с большим объёмом данных в многопользовательской среде и были совместимы с системами System/360. Основными новациями System/370 можно считать возможность использования нескольких процессоров в рамках одной системы, полноценную поддержку виртуальной памяти и новый 128-разрядный блок вещественной арифметики. (ДЛ: Советский аналог IBM 360/370 – Единая Система ЭВМ – в какой-то степени стала прогрессом отечественных ИТ, но немало крови попортила нашим программистам и эксплуатационникам).
[6] VAX — 32-битная компьютерная архитектура, была разработана в середине 1970-x Digital Equipment Corporation как развитие линии PDP-11 в рамках проекта Star.
[7] PLMpedia.ru: ЗАО "СПРУТ-Технология" специализируется по следующим направлениям: разработка и поставка инструментальных сред и средств Компьютеризации Инженерной Деятельности; "Инженерный Аудит" промышленных предприятий, создание проектов автоматизации, переподготовка кадров и совместная реализация проектов Интегрированных Систем "проектирование - управление ресурсами"; быстрая разработка на основе RAD (Rapid Application Development Tools) технологии Специализированных Автоматизированных Интеллектуальных систем "под ключ".
[8] при социализме квартиры не покупали, а получали – но очень-очень не сразу:)
[9] PLMpedia: DNC  -- распределенное числовое программное управление (англ. Distributed Numerical Control) - современная концепция управления станками с компьютеризированным числовым программным управлением (ЧПУ), состоящая в том, что все станки управляются с центрального компьютера, который загружает в них программы обработки. Распределенное ЧПУ позволяет управлять всем цехом с одного рабочего места.
[10] PLMpedia: CNC (компьютерное числовое программное управление, англ. Computerized Numerical Control) используется для управления современными станками с ЧПУ посредством их программирования с помощью G-кода (стандарт EIA-274-D). Области приложения включают в себя: сверление, токарную обработку, фрезерную обработку и др. Подготовка программ для станков с компьютеризированным ЧПУ осуществляется с помощью систем автоматизированного производства (CAM).
[11] IBM PC/XT (сокращение от eXtended Technology) — развитие, представляющее собой второе поколение IBM PC. Представлено в марте 1983 на базе шестнадцатибитного (с восьмибитной шиной данных) процессора Intel 8088. Выпуск продолжался до 1986 года. В отличие от оригинального IBM PC включает установленный в системный блок MFM-жёсткий диск с интерфейсом ST-412, объёмом 10 Мбайт (в более поздних модификациях — 20 Мбайт), ОЗУ ёмкостью 128 (базовая модификация) или 256 Кбайт с недокументированной возможностью расширения до 640 Кбайт, заменой микросхем памяти на материнской плате или расширения при помощи карт памяти, устанавливаемых в один из восьми разъемов шины ISA. К IBM PC/XT можно было добавить второй дисковод 5¼" и жёсткий диск. 
[12] PLMpedia.ru: CADDS (англ. Computervision Automated Design and Drafting System) - одна из первых коммерческих CAD/CAM-систем. Разработана компанией Computervision. В настоящий момент система развивается и поддерживается компанией PTC. Текущая версия (CADDS 5) обладает развитыми возможностями совместной работы сотен пользователей над большими сборками (что особенно актуально для таких отраслей как судостроение).
[13] СТАРТ: уникальный Советский ИТ-проект (1985-1988), целью которого было создание многопроцессорной микроЭВМ со всеми слоями программного обеспечения: от ОС до систем искусственного интеллекта. Проект был создан в ответ на интенсивное развёртывание и финансирование таких работ в США, Японии и Западной Европе. На основе трёх академических институтов — ВЦ СОАН (Новосибирск), ВЦ АН СССР (Москва) и ИК Эстонии (Таллинн) — был образован временный научно-технический коллектив — ВНТК СТАРТ, который оказал огромное влияние на развитие отечественной отрасли ИТ, дал толчок многим выдающимся карьерам, созданию ряда   ведущих отечественных институтов и фирм. Руководителем проекта был Вадим Евгеньевич Котов, член-корр. АН СССР, c 1999 года живет в США, LinkedIn. Среди лидеров проекта: А.С.Нариньяни [14], В.М.Брябрин (ныне живет в США), Э.Х.Тыугу (Таллинн), Александр Марчук (ныне - директор ИСИ СО РАН, Новосибирск). Решающий вклад в организационную основу проекта внес Е.П.Кузнецов, ныне финансовый директор компании ЛЕДАС. См. многочисленные подробности на страницах сайта ИСИ СО РАН.   
[14] Александр Семенович Нариньяни – выдающийся ученый, основатель РосНИИ ИИ (Российского института искусственного интеллекта): Википедия.  
[15] UniCalc – алгебраический решатель, LinguaF – программная обстановка для построения лингвистический процессоров, т.е. систем взаимодействия с приложениями на естественном языке.   
[17] PLMpedia: Parallel Graphics - Мировой лидер в области разработки программных средств обмена трехмерными данными и их публикации. Компания предоставляет услуги в создании 3D-Internet-решений, а также программные средства для разработки интерактивных 3D-приложений: он-лайн каталогов, интерактивных технических руководств по обслуживанию и ремонту, обучающих систем и др.
[18] LGS 3D  
[19] PLMpedia.ru: Proficiency – лидер в области ПО для трансляции объектно-ориентированных данных САПР. С 2009 года компания – часть консорциума ITI TranscenData.
[20] PLMpedia.ru: I-DEAS (Integrated Design and Engineering Analysis Software) - CAD-пакет, разработанный компанией SDRC (впервые представленный в начале 1980-х гг.), ныне принадлежащий Siemens PLM Software. Многие технологии I-DEAS легли в основу системы NX.
[21] Alex Tchechansky (Саша Чеханский) – VP R&D, а затем исполнительный директор Proficiency, близкий партнер компании ЛЕДАС. 
[23] SintecMedia: разработчик инновационных управляющих систем для радио-, теле- и кабельного вещания, а также для космической отрасли. 
[24] Согласно хасидскому учению, Амалек выражает необузданное нахальство «клипы» (сил зла).




1 комментарий:

  1. Миша! Потрясающее мемуарно-ностальгическое эссе!

    Влад Швец, твой собрат по КамАЗу, Литейному, Kama River project и дважды соотечественник...

    vlad.shvets@yahoo.com

    ОтветитьУдалить



Подпишитесь на RSS, чтобы получать обновления моего блога