В ходе подготовки и обсуждения моей статьи «Инженер: творец или оператор инструментального пульта?» я невольно настроился на инженерные
ключевые слова и однажды заметил публикацию, представляющую мнение известного изобретателя
Джеймса Дайсона о дефиците инженерной специальности в
Великобритании. И – захотел поделиться тем, что узнал, с читателями моего
блога. Оригинал большой статьи – здесь,
фотографии ниже взяты из Википедии.
***
Известна ли кому-то из читателей достоверная статистика относительно выпуска инженеров в России и, возможно, структуры их специальностей? Пока я нашел ссылку на публикацию, в которой написано: "... несмотря на то, что в России ежегодно выпускается около 200 тысяч инженеров, эксперты заявляют о наличии дефицита профессиональных инженерных кадров. И это в то время, когда существует высокий спрос на таких специалистов, когда насчитывается большое количество инженерных вакансий – но только 30% инженеров устраивается на работу по специальности".
Циклонические пылесосы – продукция фирмы Dyson, основанная на главном изобретении ее основателя Джейсона
Дайсона (James Dyson) – продаются во всех российских магазинах бытовой техники
и большинства других стран. Цитирую российский сайт фирмы Dyson:
В 1978 году Джеймс Дайсон заметил, что воздушный фильтр в
помещении для окраски тачек Ballbarrow постоянно засорялся частицами порошка
(как мешок для сбора пыли в пылесосе засоряется грязью и пылью). Он разработал
и построил промышленную циклонную установку, которая удаляла частицы порошка,
применяя центробежную силу, в 100 000 раз превышающую силу тяготения. Можно ли
использовать этот принцип в пылесосах? Джеймс Дайсон взялся за работу. У него
ушло на это пять лет и 5127 прототипов, но в результате он создал первый в мире
пылесос Dyson без мешка для сбора пыли.
Вот какие изобретения Джеймса Дайсона представляет
Википедия:
Там же, в Википедии, говорится, что стоимость созданной
Джеймсом Дайсоном компании оценивается в $2,7 млрд., её продукция представлена
в 52 странах мира.
Ниже привожу изложение фрагмента беседы Джеймсом Дайсоном с журналистом из Daily Telegraph.
Всемирно известный изобретатель и бизнесмен, Джеймс
Дайсон считает, что в Великобритании наблюдается
кризис подготовки инженерных кадров. Кризис такого масштаба, что Дайсон не
исключает полного переноса своей компании заграницу: «Наши возможности
разрабатывать новые продукты и расширять производство здесь, в Англии,
постоянно сужаются потому, что мы не можем найти достаточное число инженеров. В
Малайзии или Сингапуре на нас работает достаточно много инженеров, и там
инженерная деятельность достаточно интенсивна, однако креативная составляющая
до сих пор реализовалась в Англии. Но, если здешняя нехватка инженеров
продолжится, нам придется перебраться заграницу…»
Сейчас в Британии в год выпускается около 12 500
инженеров, точнее – подготовку здесь проходят 22 000 студентов, но около
10 000 из них – это иностранцы, которые, из-за визовых ограничений, после
окончания ВУЗов возвращаются на родину. По словам Дайсона, Китай сейчас готовит
2.5 миллиона инженеров в год, а к 2015 году – до 3.5 миллионов. В Индии этот
показатель – 1 миллион, а в Иране и Филиппинах (!) – в два раза больше, чем в
Англии.
Впрочем, говорит Дайсон, основания для некоторого
оптимизма все же имеются: в 2013 году ожидается 12%-ный рост студентов
инженерных специальностей – хотя и за счет сферы, связанной с искусством. «Сегодня инженеры много зарабатывают. Раньше,
у нас не обсуждались собственные проблемы самолетостроения, ядерной энергетики,
высокоскоростных поездов, водоснабжения, инфраструктуры, но с недавнего времени
эти темы стали актуальны.»
Джеймс Дайсон известен собственными практическими
спонсорскими проектами и предложениями по государственному спонсированию
(бесплатного) вузовского обучения инженеров и поддержке молодых специалистов (и
аспирантов) в инженерной сфере. «Зарплаты выпускников сейчас находятся на
уровне 7000 – 12 000 фунтов (~ 300 000 – 620 000 рублей) в год,
что – весьма мало. Эти зарплаты надо увеличить, скажем, до 40 000 фунтов в
год, что в масштабе страны проблемы не составляет, однако, могло бы окупиться
чрезвычайно быстро; для примера, посмотрите на наш возрождающийся автомобильный
экспорт да и на экспорт моей фирмы: мы разработали новые технологии, произвели
новые продукты и теперь пожинаем плоды».
***
Известна ли кому-то из читателей достоверная статистика относительно выпуска инженеров в России и, возможно, структуры их специальностей? Пока я нашел ссылку на публикацию, в которой написано: "... несмотря на то, что в России ежегодно выпускается около 200 тысяч инженеров, эксперты заявляют о наличии дефицита профессиональных инженерных кадров. И это в то время, когда существует высокий спрос на таких специалистов, когда насчитывается большое количество инженерных вакансий – но только 30% инженеров устраивается на работу по специальности".
относительно выпуска инженеров в России :
ОтветитьУдалитьРискну предположить что на всякие экономические, юридические и прочие "бригадирские" факультеты существует серьезней конкурс даже исключительно между детками бригадиров. ТОгда немало деток бригадиров (папики которых не самые крутые в "вертикали власти") вынуждены идти "за дипломом" в инженерные вузы. С одной стороны, благодаря сопутствующим такому "стихийному бедствию" проишодят некие незапланированные дотации кому-то из персолана вуза от бригадиров, что совсем неплохо, но с другой стороны некий процент выпускников идет потом совсем не на заводы.
Так что при наличии такого устойчивого социального баланса можно надеяться что Урал-Вагон завод не останется без инженерных кадров, а остальная, никому ненужная (кроме людей) часть промышленности благополучно помрет от дефицита инженерных кадров, что вполне отвечает интересам кураторов нынешних властей предержащих...
Вас не должны удивлять такие цифры. Англичане, большинство из бывших колоний которой сейчас это развитые страны, а английский язык фактически международный и сейчас держат нос по ветру и хотят быть впереди планеты всей.Они сознательно провели деиндустриализацию своей экономики. Если сравнить выработку на одного работающего например в GM и Google, то сразу станет ясно почему они это сделали. Все произошло еще в 90-х, когда капитализация ИТ компании Microsoft, превысила капитализацию индустриального гиганта GE. Все поняли, что мир изменился и перешел в своем развитии в постиндустриальную эпоху. Т.е. англичане захотели иметь на 1000000 работающих больше программистов, чем другие
ОтветитьУдалитьи сделали это, полагая что производители софта в конечном итоге, сделают их экономику более мощной, чем производители машин. А машины и тем более металлургию, горнодобывающую промышленность, ТЭК, надо отдать китайцам, индусам и конечно же в Россию. Ведь ВВП так жаждет провести вторую индустриализацию. Не все конечно получилось у них. Т.к. писать то могут все, а вот Шекспиром и Толстым могут стать только единицы. Известно же, что
килограмм стали, стоит в 1000 раз дороже килограмма руды,
килограмм авто, стоит в 1000 раз дороже килограмма стали,
килограмм самолета, стоит в 1000 раз дороже килограмма авто,
килограмм микропроцессоров, стоит в 1000 раз дороже килограмма самолета,
А вот софт уже не взвесишь.
А интеллектуальный софт стоит ой как намного больше, чем инструментальный софт и огромных капитальных вложений в него, как в завод уже не нужно. Даже видимо совсем не нужно. На счет инженеров-технологов уже писали, следует значительно сократить их набор в ВУЗы и выпуск. Работу просто не найдут себе лет через 5. http://newstopeople.ru/?p=1348