вторник, 6 декабря 2011 г.

Как бы дискуссия "САПР в школе" на fsapr2000


В принципе, я мог бы ограничиться лишь одной цитатой из этой "дискуссии": 
Уважаемая Елена Красникова, всё, что связано с рекламой (в том числе и термин "маркетолог"), у нормальных людей вызывает отторжение (у некоторых - отвращение).
Это высказывание, думаю я, ярко и практически безнадежно делит образованных людей на нормальных и прочих. Однако, эта дискуссия, как я считаю, иллюстрирует не только широкий спектр уровней образованности, но и фундаментально-печальное явление, связанное с нынешней моралью нашего общества...

Неделю назад на isicad.ru была опубликована новость "Инженеров нового поколения будут готовить со школ" , в которой рассказывалось об опыте РТС и Ирисофт в распространении знаний о САПР в пятнадцати школах Петербурга.

Никто из дискутантов не задал ни одного вопроса к самой публикации и, вообще, не заинтересовался жанром и методикой преподавания. Напротив, началось сладострастное вскрытие истинных - разумеется, корыстных - целей представленной инициативы и опыта.  Вот некоторые реплики с моими комментариями в скобках:
- это пиар-компания Ирисофт и PTC, цель - чтобы ученики запомнили название ПО, основательно обучать никто естественно не будет (пиар - это обычная технология оповещения о себе: главное, чтобы было чем пиариться и чтобы не обманывать публику; нет ничего плохого в запоминании названия свежего ПО; а в школе надо обучать основательно?),
- в школе и так грузят по полной.. (кто вам сказал, что конкретная методика рассказов о САПР кого-то грузит?)
- в образовании прежде всего элементарные знания: не убей, не укради; потом остальное - гуманитарные и естественные науки, а конструкторство по приоритетам дальше пятисотого места (очень хорошая мысль в начале... но при правильном преподнесении,  "конструкторство" вовсе не на 500-м месте и, вообще, оно может наглядно показать школьнику, что в жизни встречается по-настоящему творческая деятельность, что уже является реальным сильным инструментом воспитания)...,
- компания борется за своих потенциальных покупателей (а что она еще должна делать?); должны ли впутывать в это средние школы??; все эти курсы, но уже при наличии общей инженерной подготовки, общего базиса, преподают в Вузах (никто не собирается преподавать в школе "эти курсы"), и студенты, которым уже прочитаны глубокие курсы по основам (методы, схемы, принципы построения, конструирования), которые освоили этот материал (РГР, КР, КП), легко осваивают правила надавливания на кнопки (ну, если так понимается смысл инженерной деятельности, то спорить вроде не о чем...).      

(Между прочим, слово "впутывать" - хороший пример т.н. эвфемизации - одного из приемов псевдополемики. Впрочем, практически каждый фрагмент характеризуемой здесь дискуссии замечательно иллюстрирует тот или иной прием из набора, замечательно охарактеризованного Еленой Шумиловой из Autodesk-СНГ в ее заметке "Выяснилось, что САПР-вендоры конкурируют с помощью легитимации, сокрытия, унификации, фрагментации и реификации".)  

Если не учитывать форматную специфику жанра (пресс-релиз), то конкретную публикацию вышеупомянутой новости от РТС-Ирисофт можно упрекнуть в отсутствии достаточной информации о стиле школьного преподавания САПР, которое, конечно же, должно быть максимально живым и не обремененным техническими деталями. (Напишите развернутую статью для isicad.ru!) Можно же было Е.Красниковой предвидеть вопрос комментатора и свой собственный ответ:  
- Надо бы производителям САПР ... выпустить игрушку, которая бы позволяла детям всякие машинки - домики моделировать. А потом, когда дети вырастут, они глядишь и дальше с этим брендом работать будут, особенно если интерфейс у игрушки и САПР похожий.
- Так и есть. Мы включили 30-ый лицей в Питере в совместную программу с английской школой, они вместе моделируют машинки, трассовое моделирование. Ссылка на ТВ сюжет выше. Сразу говорю, про само Creo в сюжете ни слова... Большинство старшеклассников мало представляют себе, что такое инженерная специальность, как же им определиться, хотят они в специализированные классы или нет? Да и не грузит их никто особо геометрией, на нашем САПРе скорее выполняются элементарные задачки. Ведь и подготовка школьных учителей не позволяет заниматься сложным моделированием. Вот, кстати, сюжет из того самого лицея №30, рассказывает учитель информатики (ссылка - ниже). 

В этой как бы дискуссии есть одна реплика, которая, на мой взгляд, лучше всего иллюстрирует удручающее состояние общественной морали:   
- я уже поднимал тему про попытку внедрить КОМПАС в школе; закончилась она полным провалом... хотя ... тираж учебников раскупили... да и разработчики учебной программы по информатике наверняка от министерства бабки получили, у РТС я думаю то же самое будет...

Другими словами: узнав о некоем чужом заманчивом проекте, человек рефлекторно и огульно прогнозирует его неудачу и уверенно утверждает, что речь идет то ли о глупости, то ли о роспиле бабок, то ли даже о диверсии, то ли обо всем сразу. Сама Е.Красникова называет своих "критиков" (?) занудами. Очень нежный диагноз. Я же думаю, что мы имеем дело с распространенной сегодня социальной болезнью: больной рефлекторно исключает, что кто-то - даже его коллега по высокотехнологичной профессиональной деятельности - может делать нечто общеполезное, не связанное исключительно с узко-корыстными интересами, а то и  - с преступными планами. Психологически и логически это может быть связано с "самоиндульгенцией" ("все так поступают"). Сам я не считаю, что людей с сознательно аморальными планами или с уже состоявшимися криминальными акциями имеется сколь-нибудь много, поэтому, скорее всего, собственные грехи - не состоявшиеся или планируемые, а потенциальные - на всякий случай, если жизнь "заставит". С моей точки зрения, такая болезнь фундаментально опаснее для общества, чем, конечно же, печально распространенные реальные роспилы.    

И - несколько слов по существу. На мой взгляд, САПР в школе, сочетающий стиль "Сделай Сам" с полуигровым уровнем незанудного применения технологий, мог бы стать лучшей основой (вплоть до интегрирующих проектов) эффективного и наглядного обучения математике, физике, информатике и др. Наверняка, близкий к этому опыт уже имеется, в т.ч., у известных компаний: по крайней мере, основа и стилистика для этого, по-моему, есть у Autodesk и АСКОН. Между прочим, методика, которую РТС со своим партнером внедряет в Петербурге, апробирована в тридцати странах.


1 комментарий:

  1. Я не очень поняла реплику: я уже поднимал тему про попытку внедрить КОМПАС в школе; закончилась она полным провалом...Из репортажей, которые я получаю, Аскон проводит олимпиады среди школьников, конкурсы и пр. В этом они большие молодцы, Я-то теперь знаю, какой это труд, и сколько инвестиций это требует. И могу только удивляться, как российская компания, не имея "подушки" в виде штаб-квартиры с большим годовым доходом, как почти все ее конкуренты, все-таки этим занимается, рассчитывая на оочень далекую перспективу.

    ОтветитьУдалить



Подпишитесь на RSS, чтобы получать обновления моего блога