DL

воскресенье, 30 октября 2011 г.

За облака стоит волноваться не больше, чем за AutoCAD


На днях @olegshilovitsky в твиттере подметил забавное обстоятельство: самая первая ссылка в разделе "Облака" в CAD Digest ведет на "Облака мертвы" - нашумевший пост Ральфа Грабовски. Я не поленился, пошел по ссылке, указанной Олегом, увидел, что облачные ссылки делятся на две очень неравные группы (несколько  "озабоченностей" и множество сообщений  о достижениях Autodesk) и понял, что за облака можно не беспокоиться: с таким же успехом, злопыхатели могут утверждать, что мертв и AutoCAD:).  Я имею в виду простенькую мысль о том, что "Хорошо продается - значит живо".  А чуть точнее: "Будет хорошо продаваться  - значит выживет". 

Олег - как популярный блогер-эксперт, как Inforbix-бизнесмен, как промоутер всего нового и просто как честный человек - не мог равнодушно смотреть на то, как реплику Ральфа злорадно распространяет желтая журналистика, и поэтому развернуто ответил Ральфу своим постом "Облака, Чертежники, которые трудятся не поднимая головы, и Технологические Аналогии".

Было понятно, что эти актуальные материалы необходимо донести до аудитории isicad.ru, и тут нашей редакции чутко помог читатель Борис Воробьев, который инициативно взял на себя труд - перевести пост Олега, и предложил нам этот перевод для публикации. Борис, спасибо!

Короче говоря, предлагаю вашему вниманию материал "Облака:пациент скорее мертв или скорее жив?" , который объединяет переводы постов Ральфа и Олега.


А что думаю я сам по поводу перспективности облаков? Если сдуть журналистскую полемическую шелуху,  то никаких особенных разногласий или оригинальных мнений не видно: после того, как уляжется очередная неизбежно-естественная мАркетинговая буря, облака уверенно займут свое прогрессивное место в некоторых адекватных областях ИТ. А в других не займут. По-моему, именно об этом говорят наши уважаемые дискутанты. А кажущаяся разница объясняется акцентами их основной профессиональной деятельности:).  


пятница, 28 октября 2011 г.

Продолжаю разбираться с маркетингами: видеоклип об их разновидностях


Комментарии к посту «Самая удачная ever на русском языке характеристика маркетинга в САПР. Но …» навели меня на мысль о неполезной распространенности (вспомните дискуссии о BIM или о MinD!) привычки произвольно – как бы руководствуясь здравым смыслом или локальной логикой или даже корыстью – приписывать семантику ключевым терминам достаточно зрелой предметной области. Вообразив, как бы выглядела наука, если бы такое практиковалось и в ней:), и осознав, что, в первую очередь, мне самому  необходимо познакомиться и разобраться с терминологией, я порылся в Интернете и, в заметке «Разбираюсь с маркетингами…», постарался процитировать сравнительно точные определения некоторых ключевых понятий из области маркетинга, включая inbound и outbound маркетинги. (Между прочим, серьезные специалисты рекомендуют и в русском языке произносить святое слово МАРКЕТИНГ с ударением на первом слоге. Действительно, при этом начало слова – Мааа… выглядит весьма убедительно, а затухающее звучание остатка «…ркетинг…» как бы характеризует неисчерпаемость, некоторую таинственность и даже романтику этой области деятельности).

Активный и очень квалифицированный промоутер inbound-маркетинга Олег Шиловицкий привел ссылку на клип, поясняющий разницу in и out bound подходов. С самим Олегом, конечно, проблем нет, но, думаю (и постарался объяснить это во второй из вышеупомянутых заметок), что мода, полемика и реклама не должны затмевать разницу между эффективностью современного инструмента, умением его применять и качеством контента, который этот инструмент генерирует. В частности, outbound - не сводится к звонкам по телефону, а inbound - к публикациям в социальных сетях; при этом, качественный outbound-маркетинг вряд ли хуже, чем некачественный inbound. Кстати, комментарии к ролику говорят примерно о том же. Но ролик – забавный и сам по себе иллюстрирует стиль inbound (ведь для некоторых людей и фирм его активное распространение – тоже бизнес:)). 

В звучашем здесь американском языке присутствует слэнг, так что расшифровка, сделанная Владимиром Малюхом, будет нелишней.   
Inbound: Привет, я - inbound маркетинг!
Outbound: Я – outbound маркетинг!
I: Ну, что сегодня делаешь, outbound?
O: Я обзваниваю клиентов. С восьми утра я уже сделал 67 звонков. И сейчас - уже на 106 странице телефонного справочника. Я договорился еще о шестнадцати контактах и собираюсь наконец заключить сделки. Смотри!
O (звонит по телефону): Мистер Коппола? Мистер Коппола? Мистер Коппола?
O: У него занят телефон… Сейчас я позвоню другому генеральному директору, мистеру Джонсону. Он намерен купить какой-нибудь продукт.
O (снова звонит по телефону): Здравствуйте, это outbound маркетинг. Я хочу поговорить с мистером Джонсоном.
O: Хм, поставили на ожидание..
Звонит телефон у inbound маркетинг.
I: Привет, это inbound маркетинг. О, мистер Джонсон! Как ваши дела? Как вы нас нашли? Google?! Великолепно! Хорошо, я выпишу заказ на четыре штуки. Спасибо большое. Вечером? Red Socks? (популярная бейсбольная команда – прим. перев.) Да, конечно! Увидимся на стадионе, спасибо.
O: Я тебя ненавижу, inbound маркетинг!



среда, 26 октября 2011 г.

Пастила - источник силы АСКОНа? И еще чуть-чуть о мАркетинге


Возможно, вы уже слышали, что АСКОН с ЛЕДАСом совместно делают одну маленькую, но очень полезную штучку. На прошлой неделе, для продвижения этой штучки, новосибирский разработчик Алексей Истомин совершил паломничество в Коломну, где собственно и разрабатывается основное асконовское ПО.

Алексей остался весьма доволен результатами своей поездки и привез из Коломны два конкретных трофея: классическую монографию асконовского корифея Николая Николаевича Голованова «Геометрическое моделирование» (с дарственной надписью - ЛЕДАСу):
и коробку пастилы (как теперь узнали темные сибиряки, - фирменного коломенского продукта).  
Порывшись в Интернете, я обнаружил много удивительной информации о коломенской пастиле и теперь не исключаю, что появление КОМПАСа и АСКОНа именно в ближней окрестности этой пастилы было не случайным. (Может, и близость усадьбы Ф.М.Достоевского не случайна?) Предлагаю познакомиться с двумя небольшими фрагментами извлеченных мной данных.

Коломенская пастила – это старинное русское лакомство, ставшее символом Коломны XVIII-XIX столетий. Пастила изготавливалась из взбитого яблочного пюре, с добавлением сахара, меда, ягод, орехов. Давно исчезнувший вкус (сегодня нет ничего похожего не только в России, но и в мире), вкус прошлого, осколок местной культуры, местной истории. Пастила – это сладкий образ патриархальной Коломны, сон давних дней. Возрожденный продукт, изготовленный по оригинальному коломенскому рецепту и легендарный образ Коломенской пастильницы, легли в основу коллекции музея исчезнувшего вкуса «Коломенская пастила. У Николы на Посадях»...

...Фруктовая пастила родилась не на Востоке, её родина – старый русский город Коломна. Вкус настоящей пастилы помнят немногие. Известна пастила как сладкий десерт еще с XIV века, родился рецепт предположительно в русском городе Коломна. До начала XX века название блюда писалось как «постила», что непосредственным образом было связано с технологией приготовления. Готовили пастилу из кислых яблок сортов антоновка, зёленка, титовка, смешивали их с ягодами – малиной, брусникой, смородиной. Любимая пастила Федора Достоевского по вкусу напоминает безе, в ней много белка и сахара. Классик был большим сладкоежкой и считал, что если детей кормить сладким, то они вырастут умными. Проезжая в свое имение через Коломну, Федор Михайлович всегда делал большие запасы пастилы впрок. Частые гости в городе — достоевисты, поклонники творчества писателя не только из России, но и из Америки, Австралии, — тоже не прочь полакомиться белопенной, тем более что коробочки с продуктом украшены картиной с изображением усадьбы Достоевского. 


Не переставая разбираться с мАркетингами, обращаю ваше внимание на умелое комбинирование in- и out- bound подходов, применяемое коломенскими пастильерами (?). Во всяком случае, нельзя не восхититься надписи на внутренней стороне коробки:
Пастила -  действительно, вкусная, а про достоинства Достоевского и АСКОНа и говорить нечего.  



вторник, 25 октября 2011 г.

Разбираюсь с маркетингами...


В своем комментарии к моему посту «Самая удачная за все времена на русском языке характеристика маркетинга в САПР. Но …» Олег Шиловицкий написал «... на западе популярен "inbound marketing" (не берусь даже пытаться переводить). А что российские маркетологи САПР думают об этом?». Из последовавшей дискуссии я уловил, что имеет место некоторая путаница с терминологией (inbound marketing, outbound marketing, product management, product marketing…. ). Точнее, я уловил, что не только я один не слишком уверенно ориентируюсь в этих терминах, так что некоторое их уточнение будет полезно, что называется, широкому кругу читателей. Все это есть в википедии (в английской – намного  больше и лучше, чем в русской), но многие не очень-то склонны туда заглядывать, предпочитая креативно придавать значения терминам по собственному вкусу:). Короче, по нескольким причинам интересуясь маркетингом (например, это сейчас особенно нужно ЛЕДАСу), я обратился в английскую википедию и проделал некоторый труд по отсеиванию повторений и зацикливаний, а также по составлению краткого пересказа и своего комментария. Может быть что-то, поместим  в PLMpedia. 
Итак, распространены две пары контекстно-зависимых определений для Inbound marketing и его антонима Оutbound marketing.

 1.    Т.н. новое толкование
1.1.  Inbound marketing – это маркетинговая стратегия, применяя которую фирма стремится быть найденной своими потенциальными покупателями. В одном из пояснений к такой стратегии говорится, что, используя ее, маркетологи зарабатывают внимание к себе, например, публикуя в блоге полезную информацию и т.п., тогда как противоположный подход (outbound) покупает, выпрашивает и надоедает (с помощью оплаченных публикаций, выпуская пресс-релизы и пр.) 
1.2.  Outbound marketing в этом новом толковании считается синонимом маркетинга вмешательства (interruption marketing), не вполне приличной деятельностью, которая связана с активной массированной рекламой, надоеданием и всяческим активным промоушном. 

Старое, или классическое, толкование я приведу дальше.

Судя по всему, ярким выразителем новой трактовки inbound-маркетинга  считается блог Inbound Internet Marketing Blog (автор - Brian Halligan) , а пост Брайана - "Inbound Marketing vs. Outbound Marketing", в свою очередь, – ярким примером точки зрения этого блога. Краткое содержание этого поста - в следующем. Сначала Брайан называет две причины  полной бесперспективности outbound-подхода. Во-первых, утверждает он, современный человек в течение одного дня подвергается более, чем двум тысячам (2000) маркетинговым вмешательствам, и, защищаясь, изобретает все более творческие методы экранирования от них. Во-вторых, стоимость нахождения информации о чем-то новом через Интернет в наши дни несравненно меньше, чем посещение семинаров, выставок, Форумов и т.д.   
Поэтому маркетологам надо сосредоточиться на том, чтобы их фирму самостоятельно находили люди, которые имеют интересы в данной отрасли и уже достаточно о ней знают. Брайан конкретизирует это следующим образом: вам надо построить свой ваб-сайт в форме отраслевого хаба (концентратора, hub), который будет естественным образом привлекать посетителей с помощью поисковиков, блогосферы, социальных медиа и т.п. Брайан полагает, что большинство маркетологов сегодня только 10% своих усилий вкладывают в такой  Inbound-маркетинг, а остальные 90% - в outbound.  

Если не ошибаюсь, Олег Шиловицкий на isicad-2010/COFES-Россия цитировал следующую аналогию Брайана Хэлигена. Лет двадцать назад львы охотились за слонами, которые бродили по джунглям, но постепенно, к нашему времени, стали пастись только у водоемов. Так и маркетологам не надо сегодня  гоняться по джунглям за своими слонами, а надо работать около водоемов и превратить в них свои веб-сайты.  

Безоговорочно подтверждаю признание как растущего потенциала, так и уже гигантского реального воплощения пользы блогов, социальных сетей, поисковиков и т.д. При этом, мне больше нравится старое, а лучше сказать, классическое, определение пары inbound и outbound, которое я кратко цитирую из той же англоязычной википедии.

2.    Классическое толкование
2.1.  Inbound marketing – это исследование рынка. В отличие от нового толкования, акцент здесь на том, что компания собирает информацию о потребностях и интересах рынка (но не конкретных покупателей). Знание таких потребностей и интересов определяет будущие предложения компании рынку, а также характеристики ее продуктов и услуг. Такой акцент соответствует понятию  управление продуктом (product management), и некоторые авторы считают это квинтэссенцией маркетинга. 
2.2.  В этом классическом варианте толкования outbound marketing не считается недостойным. Это – распространение среди перспективных покупателей информации о созданных компанией продуктах. Такая трактовка считается синонимичной тому, что называется маркетинг продукта (product marketing). 

Итак, товарищ Брайан Хэлиген прав в том, что надо охотиться около водоемов и в том, что надо все больше и больше опираться на Интернет. Однако, думаю, что он не прав в неявном намеке на то, что сам по себе прекрасно организованный Интернет-водоем (с замечательными твиттерами, блогами, фейсбуками, гуглами+ и т.д.) может заменить профессиональное исследование рынка и тонкую деятельность по последующему формированию нового продукта. И еще он не прав в том, что толковое активное распространение адекватной информации о существующих продуктах безнадежно устарело или является недостойной деятельностью. 

Еще раз отмечу, что у меня нет сомнений в естественном для современного мира радикальном перемещении центра тяжести с out к in. Однако, in-неофиты и пропагандисты, на мой взгляд, работают несколько грубовато. Ведь из абсолютно замечательного, полезного и в личной жизни, in-принципа (не надо навязываться, надо   становиться привлекательным) никак не следует, что, например, дурацкий пост в блоге или примитивный твит выражают такой принцип лучше, чем содержательный пресс-релиз или статья. (Как крайность, замечу, что талантливо содержательный пресс-релиз можно поместить в уже популярный блог, и это будет эффективнее, чем развязное блог-заигрывание с якобы попсовым клиентом.) Более того, так же, как театр с хорошей репутацией не навязывает свои спектакли, так и  некий семинар или Форум с привлекательной программой вполне может не навязывать себя и даже не вмещать всех желающих. Другими словами, инструменты и жанры, конечно, важны, но еще важнее эффективность (профессионализм, талант,…) их применения и  воплощения.

Ну, может быть, in-пропагандисты и сам Брайан ничего такого грубого не имеют в виду, но ведь сегодня люди быстро и охотно предпочитают легко распознаваемую глазом модную форму ценному содержанию, которое надо извлекать иногда нелегкой деятельностью мозга.  Хм...может быть, именно в расчете на такие предпочтения и должен ориентироваться современный маркетинг, желающий быть эффективным? :) 


PS. Мне кажется, что очень полезны были бы деятельности с названиями и смыслами service management (как примыкающее к product management) и service marketing (- product marketing). Может быть, они благополучно существуют? Но на исследование этого вопроса у меня пока нет ресурса.   

PPS. Считаю, что ссылки на википедию давать нет смысла. Хотя нет, для полноты моего текста стоит сослаться на product management и product marketing.  




На рынок вышел Inforbix. Ральф и облака. Джон Маккарти - отец ЛИСПа и столп искусственного интеллекта (1927-2011)


Не мог пройти мимо трех очень разножанровых событий последних дней.

1. Произошел первый релиз  Inforbix. Поздравляю!

ЛЕДАС и isicad не считают себя чужими по отношению к Олегу, его фирме и его продукту, поэтому постараются развернуто и содержательно откликнуться. Пока же обращаю внимание на две основные публикации.

В 11-минутном видеоролике, названном «Как за 20 минут начать  использовать Inforbix» (все ссылки - ниже), мы слышим очень усталый, но удовлетворенный голос Олега, подробно и четко комментирующего кадры, в которых показано, как установить систему и т.д. Ну, и очень подробный пресс-релиз «Компания Inforbix выпускает революционное решение для обработки данных о продукте, основанное на облачных технологиях и предназначенное для широкого промышленного применения». В разделе "Цены" сообщается, что вступительный (начальный) вариант использования - бесплатен.

2. "Облака мертвы" - объявил Ральф Грабовский в только что вышедшем 709 номере upFront.eZine, имея в виду, что вся облачная истерика - не более, чем маркетинг (в нелучшей части этой в целом чрезвычайно благородной и исключительно важной деятельности). Ральфа подвиг на такое радикальное заявление анонс Автодеска о предстоящем 29 ноября очередном изменении всей нашей жизни ("от PLM до BIM"): В этот день на Autodesk University "мы обнародуем современное, бесплатно устанавливаемое решение, которое обеспечивает - всем, всегда и везде! - доступ к коллективной работе, данным и управлению жизненным циклом". Кроме того, Ральфа вдохновил критический пост в блоге blog nauseam (Steve Johnson), который известный любитель остренького А.Бауск уже перевел на русский язык, ссылка ниже.

Ральф заключает: "... облачная технология не так уж нова. Те, кто пришел в ИТ более 20 лет назад, скорее всего знакомы с клиент-серверной архитектурой (также известной как "мэйнфрейм-терминал" или "системы разделения времени") и хорошо помнят, как ненадежно работали эти системы. Облачные вычисления - это новые одежды для старого короля, который сегодня опять торжественно выходит к нам голым". И в твиттере сообщает: "Все еще жду гневных писем, но пока получаю только слова поддержки".

Дилип высказался в твиттере так: "Не волнуйтесь, то же самое Ральф говорил о твиттере. Посмотрим:)".

3. Два дня назад умер Джон Маккарти, о котором в русской Википедии сказано, в частности, так: "(4 сентября 1927, Бостон — 23 октября 2011) — выдающийся американский информатик, автор термина «искусственный интеллект» (1955), изобретатель языка Лисп (1958), основоположник функционального программирования, лауреат Премии Тьюринга (1971) за огромный вклад в область исследований искусственного интеллекта".

Новосибирский отдел - а затем Институт (ИСИ) - систем информатики, из которого вышел я сам и, в конечном, счете ЛЕДАС, тесно и конструктивно дружил с Джоном, который часто приезжал к нам и проводил здесь довольно много времени. Более сорока лет назад моя университетская однокурсница очень хорошо реализовала язык ЛИСП, Джон сам писал тесты для этой системы... Не случайно, в 1974 году у нас в Новосибирске организовалась всемирно известная лаборатория искусственного интеллекта, а позднее - в Москве - институт искусственного интеллекта. На фото: Джон в 2006 году (ему - 79) и (из архива ИСИ): 41-летний Джон Маккарти на праздновании 10-летия отдела информатики:      





четверг, 20 октября 2011 г.

О прогрессе в САПР, в ИТ и вообще


Сегодня ночью лежу, извините, в постели, на животе - айпад, смотрю видео выступления Олега на А-форуме (как всегда, ссылки - в конце). Это само по себе - уже свидетельство заметного технологического прогресса: еще совсем недавно пришлось бы держать греющийся и недостаточно легкий ноутбук: не говоря уж о более ранних этапах развития компьютерной техники.

В начале своего доклада Олега вспоминает мою уже сравнительно давнюю просьбу: в выступлении на каком-то форуме isicad по любому поводу расположить на одном слайде слова PLM и Autodesk. С моей стороны это была эдакая примитивная и наивная провокационность. Как же далеко с тех пор шагнул прогресс! Сегодня люди, представляющие PLM, - самые почетные участники Автодеск-форума: Сергей Кураксин, Олег Шиловицкий, Детлев Райхенедер...

Вообще-то, я пишу этот пост для того, чтобы представить вам только что опубликованное на isicad.ru интервью Детлева Райхенедера (Detlev Reicheneder), которое он дал на Форуме Дмитрию Ушакову (ссылка ниже). К слову, уведомление о публикации английского варианта этого интервью пришло ко мне на айпад, все еще расположенный там же. Интервью практически полностью посвящено автодесковскому PLM, суть которого будет объявлена примерно через 5-6 недель на Autodesk University. Но уже сейчас Детлев сообщил, что решение тесно связано с облаками.

Я чуть не прослезился, читая объяснения Детлева о том, что "для Автодеск, PLM есть управление жизненным циклом продукта, которое исходит из управления требованиями и доходит до производства и даже до утилизации продукта" или что "главная задача инженеров - все-таки конструирование, но наибольшая же часть процессов PLM вовлекает совершенно других людей, выполняющих иные роли." И дальше - "нужно сделать важное заявление — что бы мы ни представили в качестве PLM, оно не заменит наших решений PDM. PLM является расширением PDM". И апофеоз: "Мы полагаем, что сегодня PLM уже — в умах многих людей". 

Умилился я так сильно потому, что еще лет пять назад прозорливо предсказывал, что придет день и в каком-нибудь глухом сибирском уголке самый малый реселлер (глупейшим образом лезет в голову неполиткорректное и здесь - несуразное "друг степей - калмык") будет объяснять несравненные преимущества PLM (может быть, даже - перед цифровым прототипированием), что именно через благую весть от Автодеск, PLM станет массовым решением (грубые люди сказали бы - ширпотребом). Короче: яркая демонстрация прогресса почище, чем айпад на животе.

Когда улеглись впечатления от мастерского доклада Олега и нежного скроллирования интервью с Детлевом, как и любой современный псих, я не мог не проверить все почты, твиттеры, ридеры, скайпы, новостные сайты и т.д. От болеющего кадовода узнал, что Алекс Тасев реально стал начальником российского РТС! Очень заметное и приятное мне событие. Потом некстати набрел на нечто явно популярное и подумал, что сегодня  такое уже не кажется очень уж прикольным или вообще - существенным, например, по сравнению с (наверняка уже знаменитым) твитом об интеллигентной надписи на питерском заборе. По-моему, это - прогресс.



Самая удачная ever на русском языке характеристика маркетинга в САПР. Но …


В очередной раз вижу, что некоторые твиттер-дискуссии – это готовый материал или богатый повод для общезначимой публикации. Например, вчера, удачно прикидывающийся впечатлительным, @abausk посмотрел видеозапись доклада на АФоруме Михаила Белиловского, руководителя отдела проверки качества AutoCAD и твитнул «Я так и знал. Направление развития наших инструментов задают, я извиняюсь, маркетологи».

Зная действующих лиц нашего рынка и, в частности, твиттера, можно было предсказать, откуда последует  ответ. Далее я передам последовавший-таки диалог и приведу кое-какой свой комментарий.

@Autodesk_CIS: «В этом нет ничего страшного если учесть, что маркетологи это те, кто определяют и предвосхищают требования потребителей. Маркетинг не равно реклама :). К сожалению, из-за чрезмерного количества рекламы, которая очень часто еще и недостоверная, мы об этом забыли…»

@abausk: Тут вопрос первой инициативы. Инженеры правят то, что им дают маркетологи и переварят программеры.

@Autodesk_CIS: Поверьте, маркетологи не такие плохие люди и специалисты :) особенно если они делают свое дело с душой :). А вот, если инженеры и программисты уже что-то напишут, а только потом к этому допускают маркетологов - это самая опасная ситуация. Инженеры при всей их гениальности могут увлечься узкой, сугубо им интересной задачей, а маркетологи потом должны продавать рынку то, что ему не нужно. Вот это ужас-ужас. Исследование потребностей и постановка задачи должна идти впереди, и это – задача маркетинга.

@abausk: Я не говорю, что маркетологи плохие люди, наоборот. Но задавать направление разработки инженерного ПО они не должны.

@Autodesk_CIS: В качестве контр примера - известный вам Дмитрий Ушаков:  в ЛЕДАС он какое-то время назад был директором по маркетингу. Маркетинг - это очень широкое понятие. И как правило, в СНГ мы его искажаем, сужаем и принижаем. Маркетолог - это тот, кто понимает задачи клиентов, и скорее всего у тех маркетологов, которые ставят задачу, сугубо техническое инженерное образование… 

Если бы не очень сильное упоминание Д.Ушакова, который был не директором по маркетингу, а директором по управлению продуктом (Director of Product Management), возможно, я бы и не написал этот пост, хотя по сути точка зрения представителя Autodesk мне столь близка, что, как видите, я назвал ее лучшей за все времена характеристикой маркетинга на русском языке:). Близка-то близка, но порождает фундаментальный (для меня) вопрос: Каково соотношение между числом (1) тех, кто занимается убеждением покупателей в том, что им необходимо покупать готовые продукты компании или их i+1 версии, и (2) тех, кто занимается изучением потребностей клиентов и ставит задачи по созданию новых продуктов?

Очень прошу прощения за весьма огрубленную терминологию (поправьте!), но для удобства временно буду называть деятельность (1) рекламой, а (2) – управлением продуктами (product management). Исследование в Google, Wikipedia и т.д.  показывает, что вопрос о том, что является частью чего – marketing и product management (PM) – выглядит академическим: существуют разные школы, отстаивающие равным образом обоснованные противоположные версии. Для меня это не очень важно, но для удобства, хотя и вполне искренне, буду считать, что PM – часть маркетинга.

Теперь хочу привести, но без подробностей, характерный пример того, как Д.Ушаков занимался в ЛЕДАСе маркетингом. По инициативе Дмитрия было решено выпустить приложение, которое, обладая характеристиками массового продукта, должно было быть  основано на технологии вариационного прямого моделирования  и, тем самым, его наглядно иллюстрировать. Дмитрий пришел к выводу, что реалистичный вариант такого проекта – сделать plug-in к одной из достаточно распространенных систем моделирования, не имеющей предлагаемых ЛЕДАСом возможностей. Было предпринято серьезное (маркетинговое!) исследование рынка, в результате которого выявлено несколько кандидатов на наше параметрическое усовершенствование. Эти кандидаты были проанализированы как на предмет рыночной потенции и перспективы (например, какова их клиентская база и какой ее процент может заинтересоваться нашим продуктом), так и с точки зрения интерфейсов (внутреннего и пользовательского) и других технологических обстоятельств. Разумеется, вторая часть анализа велась в самом тесном контакте с нашими разработчиками – не говоря уже о том, что сам Дмитрий обладал всеми основными необходимыми технологическими знаниями. В частности, так был построен RhinoWorks.  Разумеется, для его распространения, в подходящий момент, были реализованы посильные методы рекламной части маркетинга. 

На мой взгляд, этот пример показывает, что в маленькой (небольшой) фирме в маркетинге весьма четко и в разумных пропорциях присутствуют обе части: изучение спроса на продукт и продвижение построенного продукта. В этом смысле @Autodesk_CIS совершенно прав, а @abausk  заблуждается.

Но почему же очень умный и эрудированный @abausk в этой точке заблудился?:). Потому что он каждый день, иногда в сверх концентрированном виде, вместе со всеми нами, подвергается массированной, часто – талантливо, прекрасно организованной и хорошо финансируемой, атаке рекламной части маркетинга (еще раз прошу прощения за то, что для краткости называю рекламой все то, что не относится к product management). Если в небольшой (инновационной) фирме соотношение "воспринимающей потребности" и "проповедующей нынешние возможности" частей сопоставимы или даже равны, то, в Большой Компании, имеющей тысячи реселлеров и мощный пропагандистский аппарат, эти части, возможно, находятся в пропорции 1:1000.

Глупо за это сердиться на Большие Компании. Но полезно понимать реальность их возможностей и органичной инерционности, естественным образом влияющих на развитие рынка. Если у вас миллион легальных и сколько-то миллионов нелегальных клиентов, то вы можете в меньшей степени изучать нынешние и перспективные потребности клиентов, но в большей степени следить за конкурентами и кандидатами на поглощение,  стараться перевести нелегалов в лицензиатов и т.д. Такова реальность, а на нее, повторяю, сердиться неконструктивно.  Вместо этого лучше перечитать близкую моей теме блестящую реплику Рупиндера Тары «Жизнь несправедлива: на рынке САПР новые клиенты, как бараны, бредут за лидерами».

И отдельно – по поводу справедливого замечания @Autodesk_CIS: «…Маркетинг - это очень широкое понятие. И как правило, в СНГ мы его искажаем, сужаем и принижаем». Во-первых, добавлю: и очень хотим исправить, расширить и повысить – как показывают все дискуссии, например, на isicad-2010/COFES-Россия. Во-вторых, упомяну одну из проблем, в которой почти никто не виноват. Все российские офисы зарубежных компаний демонстрируют прекрасные (иногда – образцовые, потрясающие, умопомрачительные,… ) примеры не-PM части маркетинга: в их функции просто не входит PM или входит очень опосредованно – через сбор статистики… Другая сторона того же явления – не всегда достаточное развитие этой самой не-PM-части в отечественных компаниях, которое, кстати, иногда сочетается и с недостаточно смелым для небольших компаний развитием PM-части… Но, кажется, эта проблема российских компаний заметно преодолевается. 

***

Не даю ссылку на видеозапись доклада М.Белиловского, потому что в его интервью для isicad.ru "Много ли ошибок вAutoCAD?" реальное содержание доклада изложено гораздо шире, глубже и аккуратнее. 



вторник, 18 октября 2011 г.

Умное разделение труда - это признак зрелости: АСКОН реализует вариационное прямое моделирование с помощью ЛЕДАС


Если вы знаете, как структурировать вашу крупную задачу и умеете взаимовыгодно договориться с эффективными реализаторами некоторых ее частей, это характеризует ваш высокий уровень развития. Оставляю вне данного рассмотрения случаи, когда у вас есть очень много или очень мало денег: в первом случае, перспективных реализаторов можно поглотить, во втором - выбрав посильную задачу, скорее всего, все придется делать самим. Но тот, кто, при любых условиях, стремится всегда все делать сам, по-моему, недостаточно развит (зрел). Правильное разделение труда - это средство оптимизации результата.

В АСКОНе работает много талантливых, грамотных и опытных специалистов. У меня нет сомнений в том, что, сконцентрировав достаточно большую команду, компания могла бы реализовать и прямое моделирование, и собственный геометрический решатель... Но точно так же у меня нет сомнений в том, что суммарно это было бы АСКОНу невыгодно. Ведь для реализации такого проекта необходим большой объем  предварительного изучения сложных областей, экспериментов и прототипирований, тяжелый этап индустриализации, тонкой трудоемкой отладки и т.п., что неизбежно повлекло бы существенное отвлечение лучших специалистов от ближайших задач развития флагманских продуктов. Каждый, кто знает руководителей АСКОНа или просто представляет себе, как серьезные люди решают серьезные вопросы, и без меня понимает, что в АСКОНе был проведен тщательный системный профессиональный анализ данной темы, в результате чего - после не совсем простых, но кооперативных и конструктивных, переговоров с ЛЕДАСом - и был заключен наш контракт.

В АСКОНе, действительно, работают высококлассные профессионалы, с ними интересно работать, но моя цель все-таки не в том, чтобы сделать эти комплименты и даже не в том, чтобы пригласить читателей вместе с АСКОНом и ЛЕДАСом порадоваться полезному контракту и его будущему результату. Моя корыстная цель - в том, чтобы пригласить к сотрудничеству все те компании, которые понимают пользу от передачи (особо высокотехнологичной, но - не обязательно) части своих проектов в очень квалифицированные, опытные и весьма надежные руки (точнее - головы) таких компаний как ЛЕДАС. Да, после того, как ЛЕДАС решил все проблемы Dassault Systemes:) и завершил этот великий контракт, многие компании перестали нас бояться:), все больше размещают у нас свои заказы и даже начинают конкурировать за наши ресурсы. Но, все те, кто хоть немного представляют себе Новосибирский Академгородок и позиционирование в нем ЛЕДАСа (я имею в виду и богатую ресурсами окружающую среду - включая все релевантные факультеты НГУ, и привлекательную репутацию, и многочисленные налаженные связи), понимают, что мы всегда можем найти подходящие дополнительные кадры и эффективно скомбинировать их с опытными менеджерами, разработчиками и внутренними консультантами. А, вообще-то, в нашей среде способный (а других не берем) новичок очень быстро становится эффективным специалистом.

Мы не делаем разницы между зарубежными и отечественными заказчиками. Но все-таки отечественные компании могли бы быть посмелее:)... Понятно, что слова "модернизация" и "инновация" безнадежно опошлены, но слова словами, а без продвинутых новых возможностей успешная конкуренция невозможна.    






понедельник, 17 октября 2011 г.

В чем сила ЛЕДАСа. Часть 4: Сегодня к руководству компанией пришли 30-летние асы


Продолжаю свой цикл «В чем сила ЛЕДАСа», начатый в мае (см. ссылки ниже). Сегодняшняя заметка связана с только что объявленными изменениями в управлении компанией ЛЕДАС. Желающие посмотреть официальный пресс-релиз найдут ниже соответствующую ссылку.

Генеральным директором (СЕО) ЛЕДАСа назначен Алексей Ершов.  У Алексея в некоторых сферах есть особо выдающие способности, но на этом фоне его можно уверенно назвать десятиборцем самой высокой квалификации: в спорте такие люди особо ценятся.  Алексей - разработчик многих ключевых алгоритмов в геометрических решателях, которые разрабатывались в ЛЕДАСе или же с решающим участием ЛЕДАСа:); нет ничего удивительного и в том, что именно он много лет был менеджером всех проектов, связанных с LGS, а также в том, что в должности СТО Алексей первым анализировал поступающие заявки на проекты, готовил их технологическую и ресурсную экспертизу, подбирал оптимальных исполнителей и т.д. Вряд ли упоминание кфмн-диссертаций в данном контексте что-то добавит, но не могу удержаться и приведу названия этих работ, защищенных уже далеко не вчера в по-настоящему строгих ученых советах. А.Ершов: "Алгоритмы и программные системы для геометрических задач параметрического проектирования".

В ЛЕДАСе введена должность исполнительного директора (COO, Chief Operating Officer), которую занял Николай Снытников. Николай – выдающийся менеджер и высококлассный специалист, что, в сочетании с его эффективной трезвой аналитичностью и контактностью, как раз и является основой успеха в сфере взаимодействия как  с заказчиками, так и со своими сотрудниками. Полезно добавить, что Николай потряс Dassault Systemes своим эффективным руководством соответствующего сервисного проекта, ценность которого для заказчика трудно преувеличить; вместе с тем, Николай прекрасно справлялся с организацией новых проектов, в которых требовалось быстро освоить ранее не известные нам технологии - например, проекты локализации ряда промышленных продуктов. Диссертация: "Моделирование трехмерной динамики гравитирующего вещества на многопроцессорных ЭВМ".

Иван Рыков со своей должности директора по технологии разработки компонент повышен до позиции директора по технологиям в целом (CTO). Во всех проектах, в которых участвовал Иван, он демонстрировал уникальные способности математика-алгоритмиста, разработчика и эксперта: эти качества, в сочетании с высокой эрудицией и способностью разбираться в новом, особенно ценны для ЛЕДАСа на этапе расширения нынешних проектов и освоения новых. Способности Ивана в полной мере проявились в разнообразных проектах: от реализации систем планирования и критических модулей по заказу лидеров САПР-рынка до непосредственного руководством развитием LGS 2D и (теперь) очень наукоемким и требовательным к производительности проектом JETCAMДиссертация: И.Рыков, "Алгоритмы с оценками для дискретных задач упорядочения и выбора на детерминированных и случайных входах". 

Относительно каждого из названных коллег можно было бы привести многочисленные интересные жизненные иллюстрации, типа таких: Ваня Рыков сдал на пятерки все до единого экзамена на матфаке университета и как-то проехал на велосипеде 2000 км по Германии с палаткой (т.е. его можно очень экономически выгодно посылать к европейским заказчикам ЛЕДАСа:))...        

С удовольствием отмечу, что Алексею - 32 года, Николаю - 29, а Ивану - 28. При этом эти люди без всяких скидок являются уникальными матерыми специалистами с большим стажем работы (уже - от 8 до 10 лет) в самых ответственных проектах ЛЕДАС. Они пришли к нам студентами и, по традиции нашей компании, сразу попали в самые ответственные проекты, где и показали себя с самой лучшей стороны. В общем, я не могу себе представить более подходящих руководителей компании, которая (временно?) устала от изобретения своих технологий и продуктов, и сосредоточилась на выполнении разнообразных, в том числе критически трудных заказов по разработке программного обеспечения. 

Дмитрий Ушаков, оставаясь членом совета директоров ЛЕДАСа и ярким ключевым участником проектов isicad, продолжит вносить существенный вклад в развитие группы компаний ЛЕДАС. К ряду подтверждающих это договорных обстоятельств, добавлю, что именно в ЛЕДАСе и на его материале, Дима вырос в известного специалиста мирового уровня, так что продолжение нашего сотрудничества представляет взаимный творческий и, я бы сказал – спортивный, интерес. В своем письме сотрудникам ЛЕДАСа, Дима, в частности, пишет: "... Для перехода в Bricsys есть несколько причин, но одна из главных – это тот импульс, который почти 20 лет назад я получил от статей ныне покойного А.С.Нариньяни и от краткого общения с ним... Импульс этот был такой силы, что до сих пор продолжает действовать. «Декларация вместо алгоритма», «что вместо как», «ограничение вместо процедуры» - у всего этого есть глубокий жизненный и даже философский смысл, который я надеюсь продолжить успешно реализовывать в Bricsys"... Дима - ветеран ЛЕДАСа и его академической предыстории, но ему всего 38 лет и ему  еще есть много куда расти.  

Итак, все складывается естественно и (даже несколько удивительно) уместно и своевременно. 


пятница, 14 октября 2011 г.

Почему Alias не мусолится в isicad-дискурсе?


Если процессы пойдут так и дальше, то кроме твиттера уже ничего не будет нужно. Сегодня я уже говорил об этом в посте о репортаже Олега Шиловицкого с вчерашнего PLM Форума, а тут вдруг увидел восхитительную дискуссию между e_shirinyan (Evgeny Shirinyan), abausk (Александр Бауск) и Autodesk_CIS (Лена как специалист по дискурсу и проактивности?:)), которая началась после выяснения между Бауском и Шириняном назначения и цены Alias и которую привожу в сокращении: 

Autodesk_CISВ alias делают дизайн большинства автомобилей в мире. Но спектр применения очень широкий, например дизайн +

e_shirinyan: просто я был удивлен, что элиас как-то выпадает из дискурса. на том же изикаде. поэтому пытался понять почему именно

abauskНа Изикаде вообще многое выпадает из дискурса. В основном вокруг десятка программ всё мусолится. Хозяин барин.

Autodesk_CISв россии промышленный дизайн исторически не в почете. Кроме того, область узкая, специалистов мало. проактивно мало кто о пром дизайне пишет. А у изикада нет своих специалистов в этой узкой области.

Мои комментарии:
- если в поиске на страницах isicad.ru набрать alias, получите 36 isicad-ссылок (но далеко не все - существенные),
- isicad будет чрезвычайно рад, если кто-то напишет статью типа "Смерть Alias" (как SW) или "Проблемы Alias?" (как BIM) или "Почему дизайн большинства автомобилей в мире делают в alias"..., а потом развернется дискуссия как про MinD :),
- О проблемах промышленного дизайна в России я недавно писал в блоге (на что, кстати, конструктивно откликнулся АСКОН, но об этом - потом)  ,
- дискурс создают не только издатели, но и читатели: добро пожаловать!



Доходы Dassault Systemes в СНГ растут на 30% ежегодно

Вчера в гостинице Holiday Inn Sokolniki - теперь уже штатном месте проведения Больших Московских САПР-мероприятий - прошел то ли шестой, то ли седьмой (или восьмой?) PLM Форум DS Russia. На самом деле, точное именование Форума не включает названия фирмы: это такой прием подчеркивания однозначного лидерства в PLM: его широко применяет и Siemens PLM, в том же смысле как это было у Маяковского: "Мы говорим партия, подразумеваем Ленин":).  

В этом году ряд причин помешал порталу isicad отправить своего корреспондента в Москву. И, возможно, в этом нам повезло: на Форуме DSR сложилась уникальная ситуация: в отличие от десятков твиттер-репортажей с недавнего Форума Autodesk СНГ, на вчерашнем Форуме такой репортаж вел один Олег Шиловицкий. Такой вариант радикально упростил задачу isicad.ru: вместо того, чтобы кропотливо извлекать главные информационные кванты из разнообразных по уровню и стилю твитов, мы просто перевели на русский язык и разместили все ультраквалифицированные сообщения Олега вместе со сделанными им фотографиями:


На мой взгляд, репортаж вместе с программой DS PLM Форума дает о нем вполне содержательное представление. 





четверг, 13 октября 2011 г.

Приятная катастрофа с баннерами на isicad.ru

В последнее время, в качестве главного редактора isicad.ru, я получил несколько резко критических замечаний - даже обвинений, даже оскорблений..., в т.ч. от самых уважаемых мной людей, в т.ч. - за рубежом... "Всех денег не заработаешь. Можете испортить свою репутацию" - пишет один мой бесспорный доброжелатель. 

Речь идет о баннерах на портале isicad.ru, точнее об их несуразном количестве. Посмотрите на картинки ниже: на лицевой странице и на типовой странице второго уровня видно по 8 (!) баннеров. Правда, два (DSR и CADBattle) из них - бесплатные в рамках информационного партнерства), а один (NVIDIA) - по просьбе мудрого рекламодателя поставлен рядом с релевантной статьей о тестировании видеокарт. 

Вообще-то, баннерами я занимаюсь только, когда создается нестандартная или даже конфликтная ситуация. Так произошло в сентябре-октябре, когда целый ряд фирм очень-очень-очень захотели сделать баннерную рекламу. И я не устоял... Вы не поверите, но деньги были в этом не главным: очень настойчиво и умело просили:). Кстати, были тщетные посягательства на святое: на шапку - там, где недосягаемо высятся Siemens PLM и Autodesk. 

Итак, прежде всего хочу принести свои извинения тем тонким художественным натурам, чей взор был оскорблен безобразной картиной баннерного распутства.  

Как сделать, чтобы этого не повторилось? Пожалуй, не могу гарантировать, что, скажем, с ближайшего понедельника стану строже и буду отказывать настойчивым уважаемым маркетологам (чуть не сказал "симпатичным девушкам-маркетологам"). Поэтому принято решение о применении рыночных механизмов: цены на размещение баннеров будут с 1 января повышены - скорее всего, в два раза. Наряду с обострившейся конкуренцией, основанием для повышения цен служит статистика:  посещаемость портала isicad.ru за последний год вновь удвоилась, ближайший рубеж - 50 000 посещений в месяц. Напоминаю, что публикация баннера означает его публикацию сразу на всех многочисленных страницах портала. 

Пользуясь случаем, обращаю ваше внимание на несколько новых и сразу ставших популярными публикаций последних дней: 

Обращаю внимание тех, кто неравнодушен к судьбе SDI Solutions (ВЕРТИКАЛЬ), на маленькую сенсацию:  Технологическая подготовка производства от Autodesk и SDI Solution —26 октября.
И, конечно, помните, что сегодня, в том же Holiday Inn Сокольники, проходит PLM Forum DS Russia: его участник - Олег Шиловицкий только что начал свой твиттер-репортаж   .





среда, 12 октября 2011 г.

О научном и наукоемком программировании

Сегодня ночью @abausk протвитил свой таки-забавный афоризм "Ничто не делается так легко и не внедряется так мало, как научное программирование (c)".

Возможно, я ошибочно приписываю Александру отождествление некоего "научного программирования" (?) с тем, чем ЛЕДАС практически непрерывно и небезуспешно занимается уже много лет и именует "наукоемким (science-intensive) программированием". Однако, повод высказаться возник, и, на всякий случай, отвечу на вышеприведенный афоризм так: Ничто не делается и не внедряется так трудно, но неизбежно, как наукоемкое программирование.

Возможно, упомянутое Александром научное программирование - это построение программ в рамках научных исследований, то есть - программная часть экспериментов, проверок теорий, макетирования и пр. В таком случае внедрение здесь не предполагается по определению (если не считать возможного способа распила денег).  Внедряются же те или иные потомки этих "научных программ", если и когда на их основе будут построены востребованные практикой приложения.

Ну, а в основе всякого серьезного внедрения обязательно лежит в той или иной степени отдаленный научный предок.
.
.Дальнейшее развитие приведенных афоризмов принимается. От тех, кто реально занимался научным или/и наукоемким программированием.



Подпишитесь на RSS, чтобы получать обновления моего блога